xbox360Ожидания фанатов приставок закончились. В ноябре в магазинах мира появилась консоль от Microsoft, анонсированная в начале года. И компания сдержала обещание, представив приставку в срок.
Стоит отметить, что поступление Xbox 360 в магазины для многих оказалось сюрпризом. Microsoft решила не терять времени и выпустила новую Xbox всего через три года после оригинальной приставки. Компания решила удивить высокой скоростью, представив приставку, чей процессор оставляет средний ПК далеко позади.
Но есть и отрицательная сторона: господа из Редмонда пытаются заставить менять приставки с такой же частотой, что и модернизировать компьютер. К примеру, PlayStation 2, которая вышла в 2000 году, до сих пор пользуется заслуженной популярностью. На рынке приставок люди предпочитают неторопливо вкладываться в игры, которые в полной мере используют потенциал машины, а не тратить 400 долларов на приставку каждые три года.
Microsoft предлагает версию Xbox по цене от $300 до $360, но не стоит обманывать себя. Отсутствие в этой версии жёсткого диска существенно ограничивает возможности приставки. Но за другую цену Microsoft обещает настоящую революцию, сопровождаемую высоким разрешением, супермощным процессором и новыми мультимедийными функциями.

ТеоретиЧескаЯ производительность

В отношении производительности всегда очень трудно оценить практическое влияние опубликованных технических спецификаций, ведь новая технология радикально отличается от предыдущей приставки. Например, Microsoft указывает выросшую в 70 раз мощность оригинальной Xbox, но что это число означает на практике? Возьмите современную игру с уже впечатляющим уровнем реализма. Сможете ли вы себе представить в 70 раз более мощную игру? Увы, мы не получим виртуальную реальность, показанную в фильме “Особое мнение” и вполне понятно, что приведённое число совершенно абстрактное. Но давайте взглянем на различные компоненты Xbox 360, чтобы получить впечатление о том, что мы получим на деле.

Центральный процессор Xbox 360

Xbox 360 является радикальным шагом Microsoft, которая на этот раз выбрала центральный процессор от IBM. Разработка чипа была начата ещё в 2003 году и заняла два года. Чипы IBM производит на собственных заводах, расположенных в США. Процессор базируется на 64-битном ядре PowerPC, которое было адаптировано для удовлетворения особых требований современных и будущих игр. Новый чип Xbox 360 использует три процессорных ядра, каждое из которых ещё и поддерживает многозадачность. Процессор оснащён встроенным кэшем L2 на 1 Мбайт, производится по 90-нм техпроцессу, а число транзисторов составило 165 миллионов. При производстве используется технология SOI (кремний на диэлектрике), которая применяется и в процессорах AMD. Она позволяет снизить тепловыделение, одновременно улучшая производительность. Тактовая частота процессора не особо высокая (3,2 ГГц), но зато шина процессора обеспечивает впечатляющую пропускную способность 21,6 Гбайт/с (режим DDR).
Ещё одной особенностью Xbox 360 является поддержка команд VMX, которые можно сравнить с набором инструкций SSE/MMX стандартного ПК. Набор VMX позволяет разработчикам в полной мере использовать ресурсы процессора. Что касается памяти, то приставка оснащена 512 Мбайт в формате GDDR3 с частотой 700 МГц. GDDR3 выбрана потому, что память используется совместно с графическим процессором, да и она имеет более высокую производительность, чем традиционная DDR и DDR2 в ПК.
На данный момент к этой технической информации добавить особо нечего, но, по всей видимости, процессор Xbox 360 будет давать впечатляющую производительность. Так что нам можно ожидать игры с потрясающим искусственным интеллектом и физикой.

3D-Чип ATi Xenos

К сожалению, сейчас, когда приставка только вышла на рынок, очень сложно найти чёткую и точную информацию о самом важном компоненте Xbox 360: 3D-ускорителе. Но можно сопоставить техническую информацию, предоставленную ATi и Microsoft. Первое, что следует отметить: графический чип Xbox 360 не имеет аналогов в мире ПК, хотя его архитектура близка к новому 3D-чипу для ПК Radeon X1800 XT. ATi указывает, что новый чип Xbox 360 в несколько раз обходит по вычислительной мощности последнее поколение графических ускорителей для ПК! Вполне логично, ведь игровая приставка нацелена, главным образом, на игры, и подобная 3D-оптимизация является приоритетной.
ATi потратила немало усилий на разработку нового чипа. Линейка Radeon X1000 построена на спецификациях DirectX 9.0c (Shader Model 3.0). Xenos (кодовое название графического чипа Xbox 360) базируется, по большей части, на тех же спецификациях, но на самом деле их превосходит. Спецификации Xenos превосходят указанные в Microsoft Windows Graphics Foundation 2.0, известные также как DirectX 10.
ATi лидирует ещё и в том отношении, что новая архитектура построена на унифицированных шейдерах. Сегодня, как известно, графический чип можно разделить на две функции обработки: вершинные и пиксельные программы/шейдеры. Первая функция отвечает за просчёт геометрии 3D-объектов, а вторая – за пиксели. Xenos объединяет обе функции в единый блок обработки. И то же самое нас ждёт в будущих чипах для ПК. Подобное решение призвано обеспечить более высокую производительность и более эффективную обработку данных.
Физически графический чип состоит из двух кристаллов, соединённых одной упаковкой: графического ядра (232 млн. транзисторов) под названием “Shader Core” и модуля eDRAM на 10 Мбайт памяти DRAM (примерно 150 млн. транзисторов). Ядро Shader Core производится по 90-нм техпроцессу и работает на частоте 500 МГц. Оно обрабатывает все 3D-данные (пиксели и вершины). Модуль eDRAM производится по 90-нм техпроцессу и работает на той же частоте. Этот модуль отвечает за обработку цвета, Z/stencils, альфа-смешение и FSAA (полноэкранное сглаживание). Связь между чипами обеспечивается очень скоростной шиной (32 Гбайт/с).

ЖЁсткий диск

Жёсткий диск является опциональным при покупке базовой версии Xbox 360 Core System, в то время как он входит в комплект поставки версии Premium. 2,5″ накопитель аналогичен мобильным жёстким дискам ноутбуков, а ёмкость составляет 20 Гбайт. Накопитель используется для сохранения записей в играх, но на него также можно записывать музыку и любую другую информацию, скачанную с помощью Xbox Live.
Подводя итог технологической части, можно смело сказать, что доступная вычислительная мощность, особенно в отношении 3D и AI, должна позволить разработчикам Xbox 360 создать действительно впечатляющие игры. Архитектура приставки унаследована от DirectX 9, но она идёт намного дальше, особенно в части использования унифицированных шейдеров.

Реальность

Попытаемся оценить, какие преимущества Xbox 360 даёт в реальности. Для этого можно провести параллель с компьютерами и затем соотнести её с миром приставок. Давайте посмотрим на быстрый игровой компьютер 2002 года и сравним его с современной системой. Если обратить взор на процессор или графический ускоритель, их мощность возросла в несколько раз. А теперь взглянем на игры. Конечно, они выглядят приятнее. Но никаких фундаментальных изменений не произошло. Игровые вселенные по-прежнему имеют ту же 3D-перспективу, пусть и с большим количеством деталей, более реалистичным рендерингом и более тонкой анимацией.
Теперь вернёмся к приставкам и сравним игры для PS2 в момент появления консоли с современными играми. Там нас ждёт схожий прогресс, но ведь аппаратная начинка не особо развивалась. Какое же заключение можно сделать? Высокая мощность Xbox 360 не приведёт к появлению миров, существенно отличающихся от того, к чему мы сегодня привыкли. Конечно, игры станут более богатыми, будут глубже в себя погружать и удивлять новыми уровнями детализации. Да и искусственный интеллект наверняка будет более продвинутым. Но, опять же, пройдёт время, прежде чем разработчики игр научатся использовать весь потенциал приставки. Важный шаг вперёд в аппаратной составляющей позволит выпустить игры, которые впечатляют сильнее предыдущих. Но ещё предстоит увидеть, захочет ли Microsoft тратить все силы на доводку игр под 360 вместо того, чтобы перейти через пару лет на Xbox 720 для более успешной конкуренции с Sony и грядущей PS3. В конце концов, разработчики даже сегодня не всегда в полной мере используют потенциал первой Xbox!

Преимущество HD

Microsoft в своём рукаве приготовила ещё один козырь: магическую фразу, которая сегодня у всех на устах. “Высокое разрешение” (HD). Если вы являетесь счастливым обладателем ЖК-телевизора, плазменной панели или HD-проектора, то сможете наконец-то насладиться HD-разрешением в играх. Разумеется, на компьютерах игры уже давно используют HD. Но, конечно, переход от PAL (720×576) на 720p HD (1280×720) для 32″ ЖК-телевизора обеспечит ощутимую разницу в качестве.
Так что приставка получила все те же преимущества, которыми обладал ПК или медиа-центр. Кроме того, теперь столь желанной вычислительной мощности есть, куда расходоваться. На ПК можно было адаптировать уровень детализации к текущей конфигурации. А теперь нам обещают плавную игру с максимальным разрешением 1280×768.

Как насЧЁт игр?

На данный момент доступны 15 игр для Xbox 360. Как утверждают счастливчики, поигравшие в эти игры, они действительно впечатляют. Выделяют, к примеру, уровень детализации в игре Project Gotham 3, глубину поля зрения в Kameo и плавную детализованную анимацию персонажей в Dead Or Alive 4. Но большинство тестов новых игр проводятся на больших ЖК-телевизорах и плазменных панелях.
Поэтому покупка Xbox 360 без HD-телевизора или проектора не очень рациональна. Конечно, графика превосходит предыдущие игры на приставках и ПК, но всю полноту ощущений с обычным телевизором пережить не удастся. К тому же стоит забывать, что на приставке завлекают именно игры. Графика важна, но не стоит её переоценивать. С другой стороны, здесь всё может решить новая культовая игра. Сейчас уже предложены 15 игр. Есть интересные игры, часть ожидаемых игр отсутствует, есть и новички.

Amped 3 (2K Sports)
Call of Duty 2 (Activision)
Condemned (SEGA)
FIFA 06: Road to FIFA World Cup (Electronic Arts)
GUN (Activision)
Kameo: Elements of Power (Microsoft Game Studios)
Perfect Dark Zero (Microsoft Game Studios)
Peter Jackson’s King Kong: The Official Game of the Movie (Ubisoft)
Madden NFL 06 (Electronic Arts)
NBA Live 06 (Electronic Arts)
Need for Speed: Most Wanted (Electronic Arts)
Project Gotham Racing 3 (Microsoft Game Studios)
Quake 4 (id Software/ Activision)
Tiger Woods PGA TOUR 06 (Electronic Arts)
Tony Hawk’s American Wasteland (Activision)

Цифровое содержание

Вполне понятно, что игровая приставка нужна, в первую очередь, для игр. И именно для игр её и будут покупать. Но в пользу Xbox 360 говорят и другие факторы. Сегодня от приставки вполне логично ожидать расширенных мультимедийных функций. Xbox 360 работает DVD-плеером с превосходным качеством (прогрессивная развёртка), поддерживает звук Dolby Digital и действительно даёт картинку впечатляющего качества. Впрочем, как только на рынке появятся диски HD-DVD и Blu-ray, приставка Xbox 360 будет находиться уже позади. Сегодня приставка поддерживает различные форматы дисков (DVD+/-RW, CD+/-RW), воспроизводит CD/MP3/JPEG, но не DivX.
Более оригинальной функцией является возможность подключения к USB-портам Xbox 360 большого количества устройств. На Xbox можно воспроизводить фотографии и музыку с различных медиа-плееров, камер и даже обычных USB-брелков. Но здесь, опять же, следует учитывать тенденцию, по которой многие современные телевизоры тоже предлагают схожие функции.
Также можно подключить Xbox 360 к домашней сети стандартным кабелем Ethernet или через модуль WiFi (опционален, стоит $79). При этом вы сможете воспроизводить любую информацию, которая хранится на ПК! Но для этого придётся установить на компьютер бесплатную программу Media Connect, затем определить папки, выдающиеся для использования Xbox.
Кон
#1077;чно, с музыкой возникают всякие проблемы, связанные с авторски
4;и правами. Xbox 360 воспроизводит незащищённые файлы MP3 и WMA как с подключённого по сети ПК, так и с подсоединённых USB-накопителей или плееров. Музыку в формате WMA DRM воспроизвести напрямую с накопителя не получится, но через ПК – можно. А пользователи iPod могут расслабиться: Xbox не будет воспроизводить формат AAC, как защищённый, так и нет. Можно подключить к Xbox iPod и воспроизвести MP3, но не музыку, купленную в iTunes. Другими словами, если будете пытаться следовать букве закона, то будет только хуже. Конечно, нельзя винить за это Microsoft – компания делает только то, что ей позволено. Во всём виноваты алчные издатели.
Качество звука вполне даже ничего, но, конечно, наибольший прирост от HD-выхода Xbox получат фотографии.

Видео: еще больше ограниЧений

Xbox 360 не станет воспроизводить видео, хранящееся на подключённом устройстве. Видео также нельзя воспроизводить и с ПК, если только вы не используете систему Media Center (более того, её версию 2005, но обновление можно провести через Интернет). Если у вас есть подходящий ПК, то 360 способна вывести интерфейс Media Center так, будто вы сидите за компьютером. Вы сможете просматривать фотографии, слушать музыку, смотреть телевизор и вести запись передач. И, конечно же, смотреть видео. Но не слишком радуйтесь. Единственный формат, который понимает Xbox 360, – собственный Microsoft WMV. Да, приставка понимает формат и MPEG2, но не проще ли вставить DVD в Xbox? Так что если вы пожелаете просмотреть фильм в формате DivX, его нужно будет преобразовать в WMV! С другой стороны, 360 может воспроизводить WMV-HD с вашего ПК по проводной сети – пропускной способности беспроводной сети для этого может оказаться недостаточно. Другой проблемой является то, что сегодня очень мало фильмов в формате WMV-HD.
Ограничения, связанные с различными форматами и системами защит препятствуют нормальной цифровой конвергенции. Издатели пытаются выиграть в этой войне, но у них нет шансов. Надо давно понять, что сдерживать прогресс нельзя, и найти новые способы для развития. Контент, который они так сильно защищают, всё равно рано или поздно появится в Интернете в том виде, в котором будет удобно пользователям. А Xbox 360 Media Center стал бы идеальным вариантом для воспроизведения оплаченного видео. Но пока нельзя просто купить фильм в Интернет (Video on Demand), чтобы посмотреть его на приставке.
Итог таков: мультимедийные функции Xbox 360 являются весомым плюсом. Если вы купите Xbox 360, то стоит связать приставку с ПК, поскольку её очень удобно использовать для воспроизведения музыки и фотографий, ожидая тот день, когда то же самое можно будет выполнять и с видео. Следует отметить, что приставка позволяет скопировать звуковой CD на жёсткий диск, но вы не можете копировать контент с ПК или портативного медиа-плеера.

Core VS Premium!

Как мы упоминали, Xbox 360 поступила в магазины (западные) в двух версиях. Базовая версия стот порядка $300, но в комплекте отсутствует жёсткий диск. Покупатель получит только стандартный кабель и проводной контроллер. Очень ограниченная конфигурация. Версия Premium может предложить гораздо больший набор за $400. В комплект поставки входит 20-Гбайт жёсткий диск (отдельно он стоит $99), беспроводной контроллер ($45), микро-гарнитура для Live ($20), HD-кабель ($30) и пульт ДУ (он, кстати, будет поставляться в комплекте сравнительно недолгое время).
Кстати, пульт из комплекта поставки является специальной упрощённой версией. Microsoft продаёт более функциональную модель примерно за $35. Как можно видеть, переход с базовой версии на Premium путём покупки каждого аксессуара обойдётся в $225.

Итог

Появление высокого разрешения и впечатляющая производительность позволяют сразу же очень глубоко погрузиться в игры. Кроме того, можно ожидать ещё более впечатляющих игровых разработок. Что касается мультимедийных функций, несмотря на их ограничения, они являются реальным “плюсом”.
Решение о покупке консоли зависит от вашего интереса к играм, которые появились на момент объявления приставки, вашего домашнего оснащения и бюджета. Если вы уже стали счастливым владельцем HDTV и хотя бы одна из игр вам нравится, а финансовые ресурсы позволяют, то не медлите с покупкой. Однако, как минимум, до нового года, чтобы купить приставку, вам нужно либо заказать ее по Интернету, либо привезти из-за рубежа. В Баку такой подарок на Новый год сделать вряд ли удастся, да и цена с учетом доставки в нашу страну может значительно отличаться от приведенных цен в материале. В той же Европе, например, сейчас образовался дефицит приставок в свободной продаже и чтобы купить новый Xbox, лучше обращаться на Интернет-аукционы. В нашу страну приставка придет, скорее всего, уже после нового года, возможно, весной, и это будут серые поставки.

Заядлых геймеров мы ждем в gamezone нашего форума www.forum.az, чтобы обсудить Xbox 360 вместе.

Владимир Зимин

(c)Internet News
9 dec 2005
link