Более года назад, в апреле 2004-го Internet News вслед за ведущими мировыми хардверными изданиями рассказывала о премьере графического процессора GeForce 6800 или NV40. И вот лето-2005 дарит геймерам новую радость – новый графический процессор, открывающий условную серию GeForce 7.
На прошлой неделе nVidia официально объявила и выпустила новое поколение графических карт, носящих кодовое имя G70. Вновь nVidia открывает сезон с быстрым графическим чипом, который вновь обещает дать энтузиастам более реалистичную графику. Хорошей новостью будет и то, что графические карты на GeForce 7800 GTX будут доступны с самого начала (конечно, вряд ли новое решение появится на прилавках бакинских магазинов раньше осени, но, как показала неделя после анонса чипа, nVidia не обманула покупателей).
В этом году nVidia вышла на рынок с GeForce 7800 GTX первой, обогнав ATi. Кроме того, по заявлениям компании, чип разрабатывался полностью “с нуля”.
С точки зрения производительности, наилучшей характеристикой нового чипа можно считать то, что nVidia смогла добиться её существенного прироста, не завышая чрезмерно тактовые частоты. 7800 GTX, по сравнению с GeForce 6800 Ultra, получил скромный прирост по частоте, которая поднялась до 430 МГц. Большая часть прироста производительности связана с увеличением числа конвейеров – теперь мы получили восемь вершинных блоков и 24 пиксельных конвейера. Как и предыдущие поколения, платы GTX используют 256-битный интерфейс памяти GDDR3 (256 Мбайт), которая работает на 600 МГц. Карты доступны только в версии PCI Express, поддерживают технологию SLI, а также выходы DVI и HDTV. По информации nVidia, энергопотребление не вышло за пределы 100 Вт.
Как утверждает nVidia, все описанные выше характеристики обеспечивают существенный прирост графической производительности, предоставляя nVidia корону графической производительности в сфере настольных ПК. По меньшей мере, до того, пока ATi не выпустит чип R520. Уже сейчас в сети начинают появляться обзоры и тесты карт на GeForce 7800 GTX.
В интервью Tom’s Hardware Guide вице-президент nVidia по техническому маркетингу Тони Тамаси заявил: “Архитектура графического процессора обладает преимуществом линейного роста производительности рендеринга в зависимости от числа добавленных конвейеров, так как процесс рендеринга сцены, теоретически, может быть разложен по произвольно выбранному числу конвейеров. Для улучшения производительности CPU инженеры по архитектуре чаще всего предпочитают повышать частоту. С точки зрения энергопотребления и тепловыделения, такой путь очень накладен. Но нам это и не надо. Мы можем использовать архитектурные улучшения. Мы изменили архитектуру конвейеров, чтобы они выполняли больше работы за такт. Вы увидите примерно двукратный прирост производительности нового поколения по сравнению с предыдущим. При этом частота осталась примерно той же самой, а число конвейеров увеличилось”.
Одно из не очень бросающихся в глаза преимуществ называется прозрачным сглаживанием или “прозрачным суперсэмплингом”. При его активации компоненты сцены, которые обычно не считаются “объектами”, к примеру, мелкие детали вроде листьев, травы или досок забора, выводятся более чётко. Технология, по своей сути, напоминает ClearType, когда сглаженный текст кажется более чётким. Упомянутые элементы сцены выводятся следующим образом: берётся чистая 2D-картинка, после чего она наносится на пару примыкающих треугольников, образующих четырёхугольник. Четырёхугольник представляет собой, по сути, квадрат, но чтобы листья травы не выглядели квадратными, определённые пиксели в квадрате становятся прозрачными. До сих пор подобные пиксели не сглаживались. Классические графические процессоры не сглаживали определённые пересечения или кромки именно поэтому, что, если присмотреться повнимательнее к Far Cry или к любой другой игре, где действие происходит на улице, то можно обнаружить несглаженную траву или забор.
Shader Model 3 тоже получила определённые улучшения: попиксельное освещение (per-pixel lighting), параллакс-маппинг (parallax mapping) и мягкие тени (soft shadows). Среди новых примеров применения программируемых шейдеров на 7800, которые показала nVidia, можно отметить использование карт рельефа для симуляции текстур объектов типа каменных стен. Светлые и темные пиксели на текстурной 2D-карте обозначают “высокие” и “низкие” или “внутренние” и “внешние” точки, и те из них, которые ближе к зрителю, получают больше света. По информации компании, подобный подход улучшает отражения световых источников, позволяя кирпичным стенам правильно отражать свет, а разрушенным деревянным объектам – правильно высвечивать трещины и обломки.
Традиционно пользователи интересуются, в первую очередь, игровой производительностью новых графических карт, однако технологии типа прозрачного сглаживания и рендеринга с высоким динамическим диапазоном (HDR) могут применяться и в профессиональной сфере. Ключевая технология, разработанная для 7800 GTX, найдёт своё “второе я” в профессиональной линейке Quadro, которая нацелена на сферы создания цифрового содержания, САПР, рабочие станции и т.д.
Учитывая все инновации, nVidia с гордостью подчёркивает, что 7800 GTX является самым сложным графическим процессором из когда-либо созданных – ведь он содержит 302 миллиона транзисторов. В реальных условиях всё это позволяет повысить производительность карты. Как утверждают аналитики, прироста будет вполне достаточно, чтобы убедить покупателя приобрести новую карту.
Цены
По некоторым источникам, линейка 7800 должна установить новые ценовые рамки для high-end карт. Так как 6800 Ultra достигла $1000 за 512-Мбайт версию, некоторые производители поднимут эту планку до $1200-$1300 для будущих high-end одиночных версий 7800. Схожая тенденция ожидается и для карт ATi. Эти цены на самом деле не слишком далеки от уровня, который многие покупатели наблюдали с ранними картами GeForce 6800 Ultra. После выхода линейки 6800 карты были доступны в рознице только в ограниченных количествах и продавались в основном через интернет-аукционы. На этот раз nVidia выучила урок и выпустит 7800 GTX “в большом количестве”. Производители соглашаются с этим заявлением.
В день выхода 7800 GTX предложила компания – PNY. Карта Verto GeForce 7800 GTX предлагается в стандартной поставке, а также в версии с 1 Гбайт памяти DDR2-667 за $679. Подобная цена не смущает потенциальных энтузиастов. Поддержка высокой цены, наподобие дорогих автомобилей, создаёт дополнительный интерес вокруг чипа, поэтому его захочет купить ещё большее количество пользователей.
Если карты 7800 GTX выйдут в продажу в достаточном количестве по рекомендованной розничной цене, то это можно считать самым значимым улучшением по сравнению с предыдущим поколением графических чипов.
Владимир Зимин
(с) Internet News
30 june 2005
link