В этом году мы постепенно переходим в эру двуядерных CPU, которые являются хорошим (и уже почти единственным) средством повышения производительности. В будущем нас ждут четыре ядра и больше. В компьютерной графике можно проследить такую же тенденцию. Вспомним технологию 3dfx Scan Line Interleave (SLI) у карт линейки Voodoo, когда две видеокарты работали совместно и усиливали мощность 3D-подсистемы.
Летом 2004 года, с объявлением линейки GeForce 6, nVidia впервые заговорила об обновлённой технологии SLI, которая теперь стала расшифровываться как “Scalable Link Interface”. Через годик подтянулась и ATi, представив CrossFire. Сегодня же nVidia вновь шагнула вперёд в области параллельных вычислений, объявив систему Quad SLI: четыре графических ядра призваны увеличить мощность 3D-рендеринга, позволяя играть с большим разрешением и максимальным визуальным качеством.
Традиционно конвейер 3D-рендеринга ограничен рядом фиксированных характеристик, числом инструкций, которые шейдеры могут выполнить за определённое время, а также и множеством проблем, которые Microsoft DirectX 9 решить не может. До появления первого поколения видеокарт DirectX 10 и ОС Microsoft Windows Vista пропускная способность графической подсистемы будет ограничиваться теми же параметрами. Но производители всё же пытаются представить более скоростные и широкие 3D-решения, которые способны увеличить пропускную способность. nVidia называет новую планку качества XHD (Extreme High Definition, экстремально высокое разрешение), и Quad SLI как раз на неё и нацеливается: обеспечивает максимальное разрешение со всеми включёнными опциями улучшения качества картинки.
Quad SLI
Quad SLI, как понятно по названию, подразумевает использование технологии SLI, но уже с четырьмя графическими процессорами. Мир узнал о Quad SLI в январе, после анонса Dell XPS Renegade 600 с красочным корпусом и nVidia Quad SLI в комплекте. На выставке CES утверждалось, что новая система XPS станет первой с поддержкой двух новых видеокарт nVidia GeForce 7800 SLI, у которых четыре GPU будут связаны между собой для ускорения производительности графики и повышения реализма. К сожалению, так не получилось первыми вышли системы Quad SLI от Falcon Northwest и iBuyPower, а в уже в этом месяце ожидается и новая графическая/игровая станция Kraftway, которую нам удалось увидеть на российском Форуме для разработчиков Intel. Мы писали об этом в статье посвященной IDF несколько номеров назад.
На выставке бытовой электроники CES-2006, про которую мы тоже писали в начале года, появилась и другая информация о Quad SLI. Многие заметили, что каждая из карт nVidia подключалась к внешним блокам питания на 150 Вт. По слухам, карты Quad SLI потребуют более 600 Вт только для себя, не принимая в расчёт другие компоненты системы. Такое число получилась от сложения максимальной потребляемой мощности по внутреннему питанию (75 Вт на чип) и от внешних блоков питания (150 Вт на карту). 150 Вт x 2 + 75 Вт x 4 = 600 Вт. Но опасения оказались напрасными: система Falcon Northwest Mach V, к примеру оснащена блоком питания на 650 Вт, а система от российской Kraftway – 700 Вт.
Совсем недавно поползли слухи, что карты будут оснащаться мобильными графическими ядрами GeForce Go 7900 GTX, чтобы не решать проблемы с охлаждением и питанием обычных настольных ядер. Но Дерек Перез из nVidia сообщил, что это абсолютно неверно. nVidia использует настольные чипы. И хотя они работают с такими же частотами, как и GeForce Go 7900 GTX, то есть 500 МГц у ядра и 600 МГц (1200 МГц эффективная частота DDR3) у памяти, это не мобильные чипы. Снижение частоты позволило уменьшить энергопотребление Quadro и снизить требования к системе охлаждения.
Как работает Quad SLI?
Ещё в прошлом году Gigabyte реализовала подключение до четырёх видеокарт в одной системе. Но когда информация о GA-8N-SLI Quad появилась в прессе, nVidia чётко дала понять, что пойдёт другим путём. Это стало ещё более очевидным на нынешней CES, когда мир увидел Dell XPS Renegade 600, который использует материнскую плату с двумя разъёмами для графических карт. Конечно, Quad SLI можно получить, подключив специальным образом четыре GPU nVidia, так как механика сборки “железа” не так уж и сложна. Но подобная сборка не по силам новичку.
Falcon Northwest и другие системы, оснащены материнскими платами Asus A8N32-SLI. nVidia в документации утверждает, что Quad SLI будет работать “только на материнских платах nVidia nForce4 Dual X16 или nVidia nForce4 SLI, как под процессорами AMD, так и Intel”.
Для Quad SLI требуются две видеокарты с двумя GPU каждая. Каждая из двух видеокарт GX2 состоит из двух печатных плат с GPU на каждой. Платы соединены тремя горизонтальными втулками. Первый мостик SLI соединяет первый GPU с третьим, а ещё один мостик – второй GPU с четвёртым. В нижней части основной платы GX2 располагается интерфейс шины x16 PCI Express и специальный чип-коммутатор, отвечающий за внутреннюю передачу данных.
Две платы подключаются друг к другу специальным 10-контактным разъёмом. Дорожки у плат проходят через одни и те же структуры резисторов и стабилизаторов напряжения. Каждый GPU оснащён 512 Мбайт памяти. 2 Гбайт суммарной памяти – очень неплохой объём. В него можно закачать очень большие текстуры. Каждое ядро использует собственную выделенную память. Так что конфигурация, по сути, такая же, как у традиционных видеокарт или системы SLI.
Технические подробности.
Итак, система Quad SLI построена на двух картах с четырьмя графическими процессорами GeForce 7900 GTX. На каждом GPU 278 миллионов транзисторов. Каждое графическое ядро работает на частоте 500 Мгц. При этом частота памяти GDDR3 – 600 МГц. Интерфейс памяти – 256-битный, а пропускная способность 38,4 Гб/с на каждый GPU (суммарно 153,6 Гб/с). Пиковая мощность потребляемая картами (заявленная производителем) 300 Ватт – 150 Ватт на каждую карту. Конфигурация Quad SLI требует чипсет материнской платы nVidia nForce4 Dual X16 или nVidia nForce4 SLI и драйверы nVidia Forceware не старее версии 87.05. Некоторые материнские платы потребуют также обновления BIOS для корректной работы с Quad SLI.
Цена решения и итог.
Результаты тестов, да и наши личные впечатления от увиденного в Москве на IDF – впечатляют. Quad SLI дают высочайшую производительность на больших разрешениях в самых современных играх. Система действительно предназначена для высоких разрешений – и это видно. Extreme High Definition – вот новый лозунг nVidia. Конечно, главный недостаток Quad SLI – это цена! Саму систему можно купить где-то за $5000, но 30″ монитор обойдётся ещё не меньше $2000-$3000. Так что аппетит к высокой производительности и качеству должен подкрепляться толстым бумажником. К слову, вышедший ограниченным тиражом Dell XPS Renegade 600 стоил $10000 и, что удивительно, был расхватан в кратчайшие сроки. Если 30″ монитор для вас слишком уж “крут”, то с помощью Matrox TripleHead2Go можно подключить к системе три 19″ панели и получить 3840×1024.
И наконец, система Quad SLI не предназначена для сборки “на дому”. nVidia отчётливо дала это понять. Quad SLI будет поставляться только системным сборщикам, таким как Falcon Northwest, iBuyPower, CyberPowerPC, Dell, Alienware, Widow, Kraftway и тд. Поэтому точную цену продукта оценить сложно: придется платить за сборку, гарантию и сервис. Зато вы получите полностью рабочую систему с гарантией. А для такой дорогой покупки это очень важно. И в завершении хотелось бы сказать, что у нас появилось очень большое сомнение о появлении таких систем в Баку, разве что под заказ и за очень большие деньги.
Владимир Зимин
(c)Internet News
17 may 2006