audio card x-fiВсе реже нас спрашивают о том какую же звуковую плату брать в компьютер, и причина кроется не в том, что люди стали меньше использовать мультимедийные возможности ПК, а в том, что в каждой современной материнской карте уже встроен многоканальный звуковой контроллер. Только заядлые меломаны и требовательные к звуку геймеры покупают «внешние» аудиокарты, не доверяя интегрированным решениям. Вместе с тем растущая популярность домашних кинотеатров не может не вызвать интерес к построению такого на базе компьютера в качестве достаточно дешевого решения. Конечно для полноценного домашнего кинотеатра многие компьютерные компоненты уступают бытовой электронике – сегодня куда выгоднее и рациональнее купить бытовой кинотеатр «в одной коробке» или музыкальный центр обладающий богатыми аудио и видео возможностями, и подключать их к минимум трубковому большеэкранному телевизору, который даст фору как по цене так и по картинке большинству жидкокристаллических компьютерных мониторов. Посмотрим правде в глаза – как бы компьютерная индустрия не пыталась превратить компьютеры в мультимедийные домашние центры пока этот процесс в зачаточном состоянии, и к примеру просмотреть фильм на бытовом DVD-плеере куда удобнее чем на компьютерном DVD-приводе, а послушать музыкальный или мр3-диск с большим качеством и удобством можно сделать на музыкальном центре нежели в любимом медиа-плеере компьютера. То есть, на стороне компьютеров – расширяемость и безграничный потенциал, а на стороне электроники – удобство и простота в обращении и выгодность комплексных решений. И на чем бы вы не остановили свой выбор в мультимедийных решениях выбор звука может стать серьезной проблемой. Поскольку нас больше интересуют компьютеры, мы поговорим о звуке для компьютера, об особенностях в которых нужно разбираться.

Интегрированные карты против самостоятельных плат.

Сегодня все чаще встроенный (так называемый on-board) звук не так плох и вполне подходит не только для прослушивания мр3-файлов, но и для просмотра DVD-фильмов и воспроизведения различных эффектов в современных играх, однако такой звук, неплохо звучащий в маленьких колонках или даже небольшой многоканальной акустике, недотягивает до даже самых бюджетных звуковых плат. Дело в том, что встроенный звук совсем не годится для профессиональных целей из-за отсутствия аппаратного DSP (Digital Sound Processor, звукового процессора) и аппаратной поддержки кодеков (того же MPEG 3 layer). К тому же разрядность встроенного на материнской плане звука за счет аппаратного обрезания всегда ниже. Говорить так же о правильной реализации таких форматов как Dolby Digital или DTS вообще не приходится. Зато количество каналов, доступных на встроенном аудио растут постоянно, благодаря постоянному улучшению чипсетов и контроллеров.
У карты устанавливаемой в слот PCI кроме наличия собственного звукового процессора и апартной реализации кодеков есть еще одна важная задача. Всю обработку звука она берет на себя, экономя аппаратные и программные ресурсы компьютера. On-board звук использует упрощённый кодек, который нагружает центральный процессор, в то время как на большинстве карт устанавливается настоящий , благодаря которому удается разгрузить центральный процессор в тяжелых приложениях (в том числе играх)

Каналы.

В основном современные системы подразделяются на от 4.1 до 7.1 канальных. При этом правило “больше – лучше” здесь не всегда правильно и выбор следует делать на основе потребностей и предпочтений. Простейший домашний кинотеатр начинается с системы 5.1. Более того, переход на 6.1 или 7.1 не всегда добавляет ощутимое качество к хорошо продуманной системе домашнего кинотеатра 5.1, и если ваш бюджет ограничен, разумнее купить качественную и мощную систему 5.1, чем потратить деньги на систему с большим числом менее качественных колонок и слабым звуком.
Как уже стало понятно, от звуковой карточки зависит также, сколько каналов вы сможете к ней подключить. Среди многоколоночных конфигураций существуют в основном 4.1, 5.1, 6.1, 7.1-системы. Внешне они отличаются немногим: 5.1-акустика в отличие от 4.1 имеет в комплекте на одну колонку больше (так называемый “центр”). Но на самом деле различие заключается не только в этом. Все зависит от того, какая звуковая карта установлена в компьютере. Если использовать с 5.1-набором акустики четырехканальную звуковую карту, то при этом скорее не будут играть центр и сабвуфер. Если же с 4.1-набором акустики использовать шестиканальную карту, то полноценных шестиканальных форматов Dolby Digital и DTS никогда не ощутить, что бы ни писал производитель акустики. Причина кроется в отсутствии на 4.1-системах отдельных входов для центра и сабвуфера (хотя четырехканальный режим работы, как и стереорежим, для таких карт обязательно существует и может быть легко выбран в настройках).
Если затраты вас не пугают и вам не страшно видеть большое число колонок с кабелями (хотя сейчас появляются и беспроводные версии некоторых компонентов), стоит переходить сразу к 7.1.
В играх, например, чем больше колонок, тем лучше будет восприятие позиций объектов в игре. Если игры для вас – основное занятие, а качество звучания музыки – не решающий критерий, то рекомендуется выбрать максимально большое число каналов. Но не стоит забывать, что потребуется немало места, чтобы установить одну или две колонки позади кресла.
Если не волнуют фильмы или игры, а основной интерес – это музыка, стоит помнить, что большинство источников идут в стерео (2.0), хотя сегодня появляется DVD-аудиодиски, где присутствуют также дорожки Dolby Digital или DTS 5.1, однако DVD-аудио может воспроизводиться только на ПК с хорошей звуковой картой да и это большая редкость. Поэтому нужна система, которая сможет правильно воспроизводить стереозвук. Базовая формула для такого воспроизведения – 2.1, она наиболее близка к оригинальному источнику, но сегодня, с системой Dolby Prologic II или ещё более современными системами Dolby Prologic IIx (7.1 upmix) или Creative CMSS, можно разложить стерео на несколько каналов. Конечно, при этом потеряется цельность оригинального звука, но результат обычно имеет приятное восприятие, если все параметры настроены должным образом.

От стерео к объемному звуку

Система объёмного звука CMSS 3D существует уже достаточно долгое время: она позволяет расширить стерео-звук на четыре, пять, шесть или семь каналов (плюс сабвуфер). И до сих пор она давала не очень убедительные результаты. По крайней мере, со звуком, который требует точного восстановления атмосферы сцены. То же самое касается сходных систем (Dolby Prologic II, Neo:6), поскольку они основаны на том же принципе: извлечении разных каналов на основе суммы и разницы между двумя стерео-каналами. Подобный принцип давно используется во многих продуктах, но многочисленные улучшения и доработки так и не смогли устранить основные недостатки.
Если подобные декодеры дают неплохой результат на специально кодированном звуке (к примеру, на 4-канальном MP Matrix под названием Dolby Stereo или Dolby Surround в кинотеатрах), то с классическими источниками звука ситуация сложнее.
Ситуация улучшилась с выпуском компанией Creative линейки звуковых чипов X-Fi, благодаря мощи нового процессора, использующего сильно различающийся и, более сложный подход – через разделение прямого звука и звука окружения, анализируя сигнал по частотам. В результате, возможно идентифицировать и извлечь сигнал окружения – вроде реверберации зала или аплодисментов, чтобы пустить его через каналы объёмного звука, в то же время выделив центральный канал без ухудшения остальных частей стерео-панорамы.
Принцип, используемый X-Fi для разложения звука (два канала на пять), основан на переходе из временного представления к частотному, а затем в обратном направлении.
Как утверждает Creative, помимо очевидного преимущества объёмного звука, технология расширяет панораму благодаря наличию канала, который стабилен и хорошо выражен.
Кроме поддержки многоканальной акустической системы, CMSS 3D предлагает виртуальный режим, который позволяет создать иллюзию объёмного звука на обычных стерео-колонках. Собственно, подобная идея далеко не нова – многие производители пытались её реализовать, но хороших результатов так и не достигнуто.
Виртуальный режим CMSS 3D использует HRTF (Head Related Transfer Filtering) для симуляции тыловых и боковых колонок. Добавьте к этому гашение стерео-наложения, которое улучшает эффект виртуальных колонок без изменения акустической окраски оригинальной записи. Пользователь может настроить систему на оптимальный звук с помощью панели конфигурации THX.

Цены на аудио.

Цены на аудиокарты находятся достаточно в широком диапазоне – от 10-15 долларов за любительскую бюджетную плату до 300 долларов и выше за профессиональные карты. Против этого для пользователей не особо взволнованных супер-звуком мы имеем материнские платы со встроенным, а значит фактически бесплатным звуковым решением или бытовую электронику, где за 300 долларов можно купить кинотеатр «все-в-одном» (совмещенные DVD-плеер, ресивер, усилитель, акустика) или музыкальную систему с поддержкой DVD, Karaoke и конечно громкими колонками.
А выбор что слушать, за вами.

Владимир Зимин
(c)Internet News

1 march 2006