Мы нередко обращаемся к теме графических акселераторов, но несмотря на массу статей и обзоров охватить этот рынок невозможно, ровно как и дать однозначный ответ на вопрос какую видеокарту покупать. Зачастую мы говорим о самых топовых решениях, но этот сегмент удел богатых энтузиастов. Многим нашим читателям вполне хватает встроенного на материнской плате видеоадаптера или low-end карты несколько летней давности. Но большинство геймеров которые не настолько богаты, чтобы ставить в компьютер видеоплату за 800 долларов интересует как раз средний класс видеокарт, довольно мощных, но не экстремально дорогих. Два года назад мы писали о доступном графическом чипе nVidia GeForce 6600 (NV43). Этот графический процессор наравне с GeForce 6600 GT немалое время удерживали лучшие продажи в среднем классе. В прошлом году появилось семейство GeForce 7 (G7х) и вслед за высокопроизводительными и дорогими 7800, через некоторое время nVidia выпустила и чипы для среднего класса – 7600 и 7600 GS/GT.
G71 и G73
Не за горами Microsoft Windows Vista, а с ней и новые технологии в 3D. Но до этого момента еще более полугода, и компании продолжают осваивать новые технопроцессы, уменьшать, утончать и оптимизировать свои прибыли. Если в свое время с переходом с 0.15 мкм на 0.13 low-k техпроцесс у ATI все получилось весьма неплохо, и новые продукты (RADEON X800 (R420)) обладали очень хорошими характеристиками, прежде всего, по энергопотреблению относительно конкурентов, то начиная с 0.11 мкм у канадской компании дела не заладились. R430 оказался неудачным и был снят с производства. 0.11 у ATI так и не получился, а переход на 0.09 мкм был еще более болезненным. R520 задержался с выходом на несколько месяцев, что позволило легко перешедшей на тот же 0.11 мкм техпроцесс nVidia обогнать своего соперника, выпустив G70 (7800 GTX).
Вышедший не так давно самый мощный ускоритель ATI X1900 XTX, несмотря на то, что ядро выполнено по 0.09 мкм техпроцессу, очень сильно греется и обладает рекордным энергопотреблением. Уже стало привычным, что переход на новые техпроцессы даётся канадцам более болезненно, и приводит в итоге к очень высокой себестоимости графических ядер, а значит, и к существенному снижению прибыли или снижает гибкость при выводе и/или позиционировании продуктов на рынке.
Борясь с избыточным транзисторным весом и уменьшая свой техпроцесс, nVidia легко справляется как с энергопотреблением, так и с тепловыделением, не забывая при этом выдавать прекрасную производительность.
Никто не спорит с тем, что Radeon X1900 XTX – это колоссальная мощь, 48 пиксельных конвейеров – это серьезно. И очень может быть, что в скором времени нас ждут игры, где этот вычислительный потенциал станет востребованным. Но, кто знает, что лучше: завидный потенциал, вместе с огромным тепловыделением и энергопотреблением, или продукт с менее скромным потенциалом, но тихий и намного менее требовательный к мощности блока питания. А самое главное – гораздо более дешевый. Да и как сравнить потенциалы: никто не знает, что будет наиболее востребовано через полгода и тем более через год. Цифры, вокруг одни цифры и догадки: 48 и 16 или 24 и 24. Что лучше?
Освоив 90нм технопроцесс nVidia выпустила сразу два чипа. Один из них – решение верхнего уровня, хотя и называется G71, но реально позиционируется как более сильное, чем G70 решение (под маркой GeForce 7900). Второй новый чип – G73 (под маркой GeForce 7600) – обрезанная версия G71, призванная серьёзно подвинуть всех конкурентов в среднем ценовом сегменте, особенно по соотношению цена-производительность.
G73 это практически ровная (если не считать 5 вершинных блоков вместо 4) половина G71. Как с точки зрения контроллера памяти, так и пиксельной части. Однако и тут необходимо оговорить некоторую поправку, физически у G73 присутствует 16 пиксельных процессоров, а не 12 (то есть в наличии 4 квада). Один квад оставлен для борьбы за выход годных чипов или для выпуска решения с 16 пиксельными блоками, способного отреагировать на новую конкуренцию в нише. Чип меньше по площади, чем NV43 – но во много раз производительнее. Кодовое имя G74 пока не задействовано – судя по всему, под этим названием может выйти при необходимости еще более недорогая реинкарнация G71, и она также может быть нацелена на 20 или 16 пиксельных конвейеров. Пока nVidia не о чем беспокоиться в этой области и G73 в его нынешней 12 конвейерной ипостаси более чем достаточен.
Официальные спецификации GeForce 7600
Кодовое имя чипа G73
Технология 90 нм (предполагаемый производитель TSMC)
~150 миллионов транзисторов
FС корпус (flip-chip, перевернутый чип без металлической крышки)
128 бит интерфейс памяти (двухканальный контроллер)
До 512 мегабайт GDDR-3 памяти
PCI Express 16х шинный интерфейс
12 Пиксельных процессоров, по одному текстурному блоку на каждом, с произвольной фильтрацией целочисленных и плавающих FP16 текстур (в том числе анизотропия, степени до 16х включительно) и нормализацией FP16 векторов.
5 Вершинных процессоров, по одному текстурному блоку на каждом, без фильтрации выбираемых значений (дискретная выборка).
Вычисление, блендинг и запись до 8 полных (цвет, глубина, буфер шаблонов) пикселей за такт
Вычисление и запись до 16 значений глубины и буфера шаблонов за такт (если не производятся операции с цветом)
Поддержка «двустороннего» буфера шаблонов
Поддержка специальных оптимизаций прорисовки геометрии для ускорения алгоритмов теней на основе буфера шаблонов и аппаратные карты теней (так называемая технология Ultra Shadow II)
Все необходимое для поддержки пиксельных и вершинных шейдеров версии 3.0, включая динамические ветвления в пиксельных и вершинных процессорах, выбор значений текстур из вершинных процессоров и т.д.
Фильтрация текстур в плавающем формате FP16.
В вершинных шейдерах аппаратная фильтрация текстур не поддерживается, доступна только выборка значений без фильтрации.
Поддерживается буфер кадра в плавающем формате (включая операции блендинга в формате компонент FP16 и только запись в формате FP32)
MRT (Multiple Render Targets — рендеринг в несколько буферов)
2 x RAMDAC 400 МГц
2 x DVI интерфейса (оба DualLink до 2560х1600, интерфейсы интегрированы в G73 и внешние интерфейсные чипы не нужны)
TV-Out и HDTV-Out интерфейсы встроены в чип ускорителя
TV-In интерфейс (требуется отдельный интерфейсный чип для видеозахвата)
Программируемый аппаратный потоковый видеопроцессор (для задач компрессии, декомпрессии и постобработки видео), новое поколение, с производительностью, достаточной для качественного деинтерлейсинга HDTV. Полноценное аппаратное ускорение H.264 (!), WMV-HD и т.д.
2D ускоритель с поддержкой всех функций GDI+
Поддержка важных специальных возможностей графической драйверной модели Longhorn (степень поддержки пока неизвестна)
Поддержка технологии SLI и Quad-SLI
Спецификации видеокарты на GeForce 7600 GT
Частота ядра 560 МГц (пиксельные процессоры и блендинг)
Частота вершинного блока 560 МГц
Эффективная частота памяти 1.4 ГГц (2*700 МГц)
Тип памяти GDDR-3, 1.4нс (штатная частота до 2*700 МГц)
Объем памяти 256 мегабайт
Пропускная способность памяти 22.4 гигабайта в сек.
Теоретическая максимальная скорость закраски 4.48 гигапикселя в сек.
Теоретическая скорость выборки текстур 6.72 гигатекселя в сек.
Два DVI-I разъема (DualLink – поддержка 1920х1200 и 2560х1600)
SLI разъем
Шина PCI-Express 16х
TV-Out, HDTV-Out, поддержка HDCP
Потребляет очень мало энергии (видимо, около 40-60 Ватт, но точные данные не декларированы).
Прогнозируемый диапазон цен $229-$179
Конкуренты: RADEON X1600 XT
Цены
Рекомендованная цена на момент выхода карт на чипе G73 (GeForce 7600GT) – 199 долларов. Эта цена указывается всегда для североамериканского рынка, и поэтому не стоит ждать подобных цен в Баку, и даже в Европе. Надо учитывать специфику налоговых систем и таможенных правил в той или иной стране. Поэтому указанная цена – не более чем ориентир. Сейчас, когда цены несколько снизились, по сравнению с моментом выпуска карты на чипе 7600GS в Баку можно найти в районе 150-180 долларов, а 7600GT около 250-270 долларов. Это очень неплохая цена. Если учитывать высокую производительность решения и тот факт, что цены на хиты предыдущего поколения держатся на уровне – GeForce-6600 (105-130 долларов), GeForce 6600GT (155-180) – в зависимости от объема памяти и интерфейса (AGP или PCI-Express).
На конец лета-осень этого года nVidia готовит нам новую семью графических процессоров, а мы к тому времени подготовим наш традиционный «осенний видеоапгрейд» материала для которого набралось не мало.
Владимир Зимин.
(c)Internet news, 2006
11 july 2006