Графические монстры GeForce 8800


8800 monsterЗадолго до прошлой недели в стане геймеров только и говорили о новом графическом процессоре калифорнийской компании nVidia. Лишь 9 ноября была официально представлена 8-ая серия GeForce (кодовое имя G80) открывающая новую эпоху графики DirectX 10. Как это уже повелось первыми были выпущены флагманские чипы GeForce 8800 GTX и GTS, впечатляющие еще до тестов своими параметрами. В очередной раз, на суровом рынке графики, nVidia опередив своего конкурента ATi представила новое поколение раньше, выиграв время для постепенного внедрения чипов нового семейства в разные рыночные сегменты и, конечно, покупательские предпочтения в самый жаркий предрождественский период продаж. Некоторые компании за эти 1-2 месяца получают 90% всей годовой прибыли, ряд фирм из IT-индустрии спешат выпустить свои новинки, чтобы очарованные ими покупатели смогли перед Рождеством купить их. Обычно такие анонсы звучат в октябре, чтобы было время для наполнения складов и начала продаж. Однако новые продуктах nVidia представила лишь неделю назад, но анонс сделан таким образом, что поставки готовых карт уже были начаты за месяц, и уже в ноябре новинки можно купить. Разумеется, не по заявленным для позиционирования ценам, а много выше. Впрочем, рынок всегда цены расставляет так, как того требует спрос. Если последний будет ажиотажным, то и цены будут соответствующими. К сожалению, это немного не касается нашего рынка, где есть свои специфичные законы. Благодаря таможне с ее политикой, а также благодаря ряду торговых организаций, которые не думая о будущем сразу накручивают цены, в последствии мучаясь как сбыть технику даже по входящим ценам. В этом напрвлении хотелось бы отметить опыт ряда европейских стран, не производящих компьютерную технику, отменивших таможенные пошлины на IT-продукцию. Поскольку наша страна также фактически ничего не выпускает (даже собираемые в стране компьютеры собираются из импортныхз комплектующих) ыидится целесообразным также совершенствовать таможенные и налоговые законы. Это не только позволит наращивать темпы роста рынка, но и предотвратит таможенные махинации и способы уклонения от налогов.
Что новый чип нам подарит.
Итак, DirectX 10. Принципиально новый API, который внедрен только в MS Windows Vista (вопреки предположением о портировании API в Windows XP, поддержки его не заявляется), дает разработчикам, как игр, так и аппаратного обеспечения, большие широты и гибкость. Ключевые особенности DX10 это SM4, массивы текстур и буферов кадра, генерация геометрии в геометрических шейдерах (новый тип шейдеров) и запись промежуточных геометрических данных обратно в буфер кадра. В сумме эти новшества делают возможным полностью аппаратную реализацию шейдерами ранее недоступных алгоритмов, таких как гладкие поверхности с рекурсивным разбиением, сложные системы частиц, взаимодействующих друг с другом и с окружением. Также в наличии средства для снижения стоимости вызова API и виртуализации ресурсов – оценить которые мы сможем только с выходом первых игр для Vista.
Но трехмерная графика, ее скорость и возможности начинаются с графического процессора – GPU. А сегодня в его роли будет выступать GeForce 8800 (ранее известный под кодовым именем G80, а еще ранее – NV50). Прежде чем перейти к техническим подробностям новинки расскажем несколько интересных фактов. Новое ядро G80 состоит из 681 миллиона транзисторов! Это вдвое больше, чем в ядре Conroe процессоров Intel Core 2 Duo или в чипе GeForce 7! Новый продукт nVidia внес революционность в уже несколько застоявшийся порядок в 3D несколькими моментами: новая шина обмена с памятью в 384 бита (промежуточный вариант между 256 и 512 бит); поэтому и новый объем локальной памяти – 768 мегабайт; поддержка универсальной шейдерной архитектуры (больше нет разделений на вершинные и пиксельные шейдерные блоки), что наиболее ярко покажет себя в DX10-приложениях, которых еще нет (сама Windows Vista вышла официально также на прошлой неделе).
Пиковая производительность плавающей арифметики нового ускорителя превышает любой из доступных сейчас настольных процессоров. Вычисления производятся в стандарте IEE 754. Унифицированная шейдерная архитектура обладает гибкостью, достаточной для расчета не только физики в игровых приложениях, но и более серьезных задач – математического и физического моделирования, экономических и статистических моделей и расчетов. Распознавания образов, обработки изображений, научной графики. Для этого всего нужна поддержка со стороны приложений. А для эффективной поддержки со стороны приложений нужен удобный, ориентированный на вычисления API, который проживет дольше одного или двух поколений ускорителей и будет достаточно удобен для быстрой адаптации и разработки программ, перекладывающих вычисления на GPU. Теперь, с выходом G80, появился и такой API для чипов nVidia!
Технические детали.
*Официальное название чипа GeForce 8800
*Кодовое имя G80
*Технология 90 нм
*681 миллион транзисторов (!)
*Унифицированная архитектура (массив общих процессоров для потоковой обработки вершин и пикселей, а также других возможных видов данных)
*Аппаратная поддержка последних новшеств DirectX 10, в том числе и новая шейдерная модель – SM4, генерация геометрии и запись промежуточных данных из шейдеров.
*384 бит шина памяти, 6 независимых контроллеров шириной 64 бита, поддержка GDDR4 (1.8Ггц)
*Частота ядра 575 МГц (GeForce 8800 GTX)
*128 скалярных (не векторных!) ALU с плавающей точкой (целочисленные и плавающие форматы, поддержка FP 32бит точности в рамках стандарта IEE 754, MAD+MUL без потери тактов)
*ALU работают на удвоенной частоте (1.35ГГц для 8800GTX)
*32 текстурных блока, поддержка FP16 и FP32 компонент в текстурах
*64 блока билинейной фильтрации (то есть, возможна трилинейная фильтрация, а также вдвое более эффективная по скорости анизотропная фильтрация)
*Возможность динамических ветвлений в пиксельных и вершинных шейдерах – размер блока планирования – 8х4 (32) пикселя.
*6 широких блоков ROP (24 пикселя) c поддержкой AA до 16 семплов на пиксель, в том числе при FP16 или FP32 формате буфера кадра (то есть, возможны HDR+AA). Каждый блок состоит из массива гибко конфигурируемых ALU и отвечает за генерацию и сравнение Z, MSAA, блендинг. Пиковая производительность всей подсистемы до 96 MSAA отсчетов (+ 96 Z) за такт, в режиме без цвета (Z only) – 192 отсчета за такт.
*Запись результатов до 8 буферов кадра одновременно (MRT)
*Все интерфейсы вынесены на внешний дополнительный чип NVIO (2 RAMDAC, 2 Dual DVI, HDMI, HDTV)
*Очень большой размер кристалла.
Как уже было сказано интерфейс памяти 384-битный и обслуживает 768 мегабайт. В качестве памяти nVidia использовала высокоскоростную GDDR3, которая работает на частоте 900 МГц. Для сравнения: память GeForce 7900 GTX работает на частоте 800 МГц, а GeForce 7950 GT на 700 МГц. В видеокартах Radeon X1950 XTX используется память GDDR4 с частотой 1000 МГц. У карты GeForce 8800 GTS частота ядра составляет 500 МГц, объём памяти 640 Мбайт с частотой 800 МГц.
Результаты тестов показывают, что полноэкранное сглаживание и анизотропная фильтрация, никак при включении не снижают производительность, даже в ресурсоёмких играх.
В сравнении с одиночными видеокартами ATi у GeForce 8800 GTX нет конкурентов. Новинка nVidia теперь может вытянуть HDR-рендеринг с использованием третьих шейдеров и сглаживанием.
Доступность и цены.
Как уже упоминалось в начале, nVidia попыталась сделать карты на новых чипах доступными сразу после анонса, и более того, многие производители видеоадаптеров начали анонсировать свои продукты нсколько раньше чем вышли официально GeForce 8800 GTX и GTS. Но несмотря на это сейчас держится дифицит на новинки, несмотря на довольно высокую цену. О цене. Поначалу GeForce 8800 GTX будут очень дорогими, и многие магазины заложат в цену избыточную прибыль. Но затем цены снизятся, и наверняка довольно скоро на Западе можно будет приобрести GeForce 8800 за более разумные деньги. Появление в Азербайджане грядет видимо не ранее весны 2007 года.
Рекомендованная цена первых плат на GeForce 8800 GTX 635 евро (8800 GTS дешевле). Это много, но ведь за две платы Radeon X1900 XTX в режиме CrossFire нам придётся заплатить больше – 700 Евро. А за две Radeon X1950 XTX или SLI GeForce 7900 GTX целых 750 евро. При том, что в некоторых тестах одиночная GeForce 8800 GTX обходит эти решения, да и в корпусе занимает меньше места по ширине. Наконец, если разделить производительность на деньги, мы видим, что у Geforce 8800 GTX этот показатель лучше, чем у SLI и CrossFire. Конечно, стоимость каждого FPS будет выше, чем у GeForce 7800 GTX EX, и, конечно, заметно выше, чем у Radeon X1300 XT. Но и производительность платы соответствующая. Как наверное догадались наши читатели, рекомендованные и реальные цены в Европе могут сильно отличаться от наших. Для примера на сегодняшний день платы на GeForce 7950GX2 стоят в Баку более 700 долларов , а связка из пары GeForce 7900GTX в режиме SLI вам обойдется в более чем 1000 долларов.

Обсудить грандиозные новинки nVidia пригашаем к нам на форум www.forum.az.

Владимир Зимин.
(c) Internet News

15 November 2006