MP3-плеер, а сейчас все чаще PMP (портативный проигрыватель сжатого цифрового контента),
представляет собой финал 34-летнего развития портативных аудиоустройств. Ряд субъективных факторов, имеющих как рыночный характер, так и антирыночных по своей природе, сильно повлиял на их развитие, создав совершенно уникальное лицо современной индустрии MP3-плееров и смежных устройств, при чем их история своеобразна и выпадает из стройного ряда «кассетный плеер > CD-плеер». Высокая технологичность MP3-плеера как устройства, универсальность, широкая доступность и низкая стоимость его составных компонентов, относительная простота конструкции. Все это сделало выход на рынок устройств необычно дешевым и способствовало появлению огромного числа производителей. Стихийная популярность MP3-формата, как и большинства его аналогов. В отличие от аудиокассеты или CD-диска, за продвижением сжатых аудиоформатов не стояли крупные корпорации, их распространение шло «снизу» и стало одним из первых серьезных достижений Интернет-культуры. Следствием этого стало то, что крупнейшие игроки, такие, как, прежде всего, Sony, а также Panasonic, Philips и другие, привыкшие крепко держать вожжи рыночного развития в своих руках, не смогли адекватно отреагировать на новую ситуацию и потеряли рынок.
Еще один фактор – пиратство. Первой реакцией индустрии звукозаписи на анонс первого MP3-плеера в 1998 году стал судебный иск Ассоциации звукозаписывающих компаний Америки (RIAA) против его разработчиков, Diamond Multimedia. С тех пор борьба между создателями контента и средствами его бесплатной доставки потребителю, легальными и не очень, не затихает ни на минуту. Под прицелом судебного преследования оказались как сами сжатые цифровые аудио- и видеоформаты, так и устройства их проигрывания, а также Интернет-сервисы, полуофициальные и неофициальные, предоставляющие доступ к ним. Данный фактор парализовал на несколько лет волю крупных корпораций по созданию и продвижению MP3-устройств. Этого оказалось достаточным, чтобы рынок поделили новые игроки.
Эти факторы определяли и продолжают определять лицо современного MP3-рынка, придавая ему ряд отличительных черт, главными из которых являются огромное число игроков, пестрота и неоднородность мирового рынка, распространенность практики OEM, серьезное давление на рынок со стороны устройств-заменителей и разнообразие аппаратных решений.
Большинство игроков рынка PMP являются так называемыми «стартапами» (Startup company), т. е. молодыми небольшими IT-компаниями. Крупные транснациональные корпорации практически незаметны на рынке. На фоне Sony, Panasonic и им подобных даже Apple можно назвать стартапом, дебютировавшим на рынке потребительской аудиотехники всего 5 лет назад и не имеющим собственного производства. Следствием такого положения дел является хаотичность и непредсказуемость рынка: игроки исчезают и появляются. Стабильным на мировом рынке сейчас можно назвать положение лишь Apple, Samsung, Creative. Остальные фигуранты постоянно переживают взлеты и падения, то резко наращивая долю, то теряя ее, и даже вообще исчезая. Молодые стартапы чаще всего не обладают ресурсами для глобального продвижения своей продукции и вынуждены довольствоваться одним или несколькими локальными рынками. Следствием этого является то, что картина рынка в различных регионах мира сильно разнится.
Классификация современных цифровых плееров.
Понятие «цифровой плеер» сегодня охватывает огромное число устройств, разброс по цене, размерам, функциональности необычайно велик. Классификация их из-за этого достаточно затруднена, так как сложно сделать выбор в пользу ключевого параметра для классификации. Лучшим компромиссным решением будет ранжирование по цене.
Бюджетные плееры.
До 2005 года обособленного бюджетного сегмента на рынке не существовало. Он возникал стихийно, за счет опускания по цене устаревших моделей, но его объем был ограничен. В 2005 году начало сказываться действие таких факторов повышение функциональности и перенасыщения рынка. Функциональность MP3-плееров вышла за пределы «разумного» для определенной части пользователей, появились цветные дисплеи, поддержка немузыкальных медиаформатов. Если раньше старое поколение проигрывало новому по определению, даже при более интересной цене, то теперь сложились предпосылки для параллельного существования разных поколений. Рынок начал насыщаться, что привело к ожесточению конкуренции, ценовым войнам и вынудило производителей наконец задуматься о позиционировании. Сегодня рынок бюджетных продуктов достаточно насыщен, включает в себя целую плеяду форм-факторов и типовых дизайнов, обусловленных методами, которыми производители пытаются снизить себестоимость устройств.
В самых дешевых из них нет ни дисплея, ни встроенной памяти, ни аккумулятора, лишь декодирующая микросхема (самая дешевая из возможных), слот для карт памяти SD/MMC, набор клавиш, батарейный отсек для AAA-батарейки. Такие устройства стоят в районе $10-15 в рознице и производятся огромным числом китайских компаний. Этот дизайн, рожденный в Китае, под разными торговыми марками сумел покорить весь мир.
Чуть дороже плееры без встроенной памяти, но с дисплеем, иногда также и с диктофоном и/или радио. Также это могут быть плееры со встроенной памятью, но без дисплея, аналоги iPod Shuffle. Порой в них добавляют USB-разъем. Все эти продукты производятся в основном на безвестных китайских заводах. Наконец, к этому классу можно отнести и некоторые полноценные плееры с дисплеями, встроенной памятью, радио, диктофоном, если все в них подчинено принципу «минимальной достаточности»: одно- или двухстрочный дисплей, ограниченная поддержка форматов, бюджетная платформа, низкоскоростной интерфейс передачи данных. За счет беспрецедентно низкой цены у этого класса сейчас, по существу, нет конкурентов, сегодня это самое дешевое предложение с MP3-функционалом. В перспективе угроза может исходить от бюджетных сотовых аппаратов с возможностью воспроизведения MP3.
Плееры среднего уровня
Это «обычные» MP3-плееры, самый массовый сегмент на сегодня. Пару лет назад ими и Jukebox’ами исчерпывался весь рынок, других классов просто не существовало. Для многих потребителей они и сейчас единственный выбор, наилучшее соотношение цены и возможностей без излишеств. Черно-белый LCD-дисплей с подсветкой, диктофон, радио, работа в качестве USB-накопителя – обычный набор их характеристик. Временами встречаются разновидности, например, плей-драйвы, с USB разъемом или плееры с монохромным OLED-дисплеем. Встречаются и модели с цветными дисплеями, хотя обычно производители предпочитают встраивать в них поддержку видео, тем самым переводя их в MP4-сегмент. Такие плееры производит как Корея, так и Китай. Носителем является Flash-память, модели на винчестерах проходят по классу Jukebox’ов. Широко известным примером «обычного» плеера с цветным дисплеем является iPod Nano и Craft от iRiver.
В настоящее время серьезным конкурентом здесь являются сотовые телефоны, хотя ценовой разрыв и инерция потребительского сознания все еще позволяет плеерам иметь хорошие продажи. Наблюдается и внутренняя конкуренция: порой пользователи предпочитают сэкономить и купить плеер бюджетного уровня или, наоборот, побольше потратиться, но приобрести более функциональное устройство.
MP4-плееры начального уровня
Первые эксперименты с внедрением в Flash-плееры альтернативных медиаформатов – графика, видео, текст – восходят еще к 2003 году, однако ограниченный объем памяти делал их практически невостребованными. Расцвет этого класса начался с рубежа 2004-2005 годов, когда массово стали использоваться цветные дисплеи, платформы с поддержкой мультимедиа, 1 ГБ и более памяти.
Типичное устройство этого класса – это плеер на Flash-памяти с цветным дисплеем и поддержкой медиа, но с дисплеем, слишком малым для эффективного использования этих возможностей. Таким образом, это чисто имиджевый товар, практическая ценность расширенного функционала отсутствует. В недавнем прошлом на рынке наблюдался некоторый переизбыток такой продукции как корейских, так и китайских производителей, так как разница в себестоимости между ней и обычными плеерами невелика, а прибыль была больше за счет причисления таких устройств к более высокому классу.
Сейчас этот класс испытывает внутриотраслевую конкуренцию с трех направлений: от «обычных» плееров как более дешевых и практичных, медальонов как более «имиджевых» и от полноценных MP4-плееров как от более функциональных.
Плееры-медальоны
Начиная с появления на рынке, MP3-плееры шли по пути уменьшения размеров, каждое новое поколение было компактнее предыдущего. Примерно в 2004 году рациональность этого процесса исчерпалась, дальнейшее уменьшение размеров делало неудобным восприятие информации с дисплея, управление устройством. Дальнейшее уменьшение габаритов стало имиджевым процессом, гонкой за рекордом «самого маленького плеера». Носить в карманах такие устройства было уже неудобно, отсюда закономерно возникла концепция плеера-медальона.
Эти устройства имеют миниатюрный размер и привлекательный дизайн, позиционируются как модный аксессуар и даже украшение, в основном, для девушек. Стоит отметить, что в свое время они стали первым среди MP3-плееров примером позиционирования на целевую аудиторию. К 2004 году большая часть мужской половины Кореи уже была охвачена, и медальоны уже были узко ориентированы на женскую половину.
Функциональность их обычно серьезно урезана, это вызвано чаще не технологическими, а маркетинговыми соображениями, женская аудитория традиционно считается менее «продвинутой», простота использования здесь более ценна, нежели функциональность. Вообще, следует помнить, что ключевые компоненты современного плеера – процессор, ЦАП, радиотюнер – имеют миниатюрные размеры, и габариты плееров могут быть просто микроскопическими, ограничением здесь выступает, скорее, аккумулятор.
Большая часть подобной продукции производится компаниями из Кореи, хотя встречаются и более дешевые китайские варианты. Некоторые плееры, например, Samsung YP-T6, можно причислить и к медальонам, и к обычным плеерам, они представляют собой некий промежуточный класс.
В силу уникальной миниатюрности продукты – аналоги, а как следствие, и конкуренция в этом классе отсутствует. В перспективе к таковым можно будет причислить Bluetooth-гарнитуры с пультами для мобильных телефонов с MP3-плеером.
MP4-плееры
Flash-плееры с большим (от 1,8 дюймов) цветным дисплеем, пригодные для просмотра видео и чтения, получили распространение во второй половине 2005 года. Название это безграмотно, но уже стало де-факто общепризнанным среди производителей.
Такие устройства обычно используют качественные TFT-дисплеи разрешения SQVGA, QCIF+ или QVGA. Часто оснащены слотом для карт памяти (SD/MMC) или USB-хостом. Поддерживают отображение разнообразного контента, аудио, видео, изображений, текста, часто присутствуют встроенные игры. Качественные аппараты подобного рода производятся и в Корее, но в последнее время в сегменте доминирует Китай, представляя все более и более интересные варианты. Конкуренты здесь весьма серьезны, это, в первую очередь, смартфоны и КПК. Привлекательные функции у всех трех групп схожи: возможность чтения электронных книг, просмотра видео и изображений, игры. Плееры пытаются брать большим объемом памяти, легкостью загрузки контента, относительно низкой ценой. Тем не менее, сегодня они занимают позиции аутсайдеров.
PMP на жестких дисках
Плееры с большими (минимум 2,5”) цветными дисплеями на жестких дисках форм-фактора 1,8 и 2,5 дюймов. Это аналоги MP4-плееров, но благодаря большим экранам и большей емкости памяти (от 20 до 120 ГБ) они больше подходят для исполнения своих задач. Первые устройства подобного рода появились еще в 2002 году. Однако расцвет этого класса пришелся на 2005-2006 годы, на период «PMP-эры» в Корее, выхода iPod 5G.
Помимо Apple iPod 5G, в число подобных устройств входит продукция компаний той же Archos, а также Cowon-iAudio, Creative, Samsung, Toshiba, а также большого числа корейских и китайских компаний. Подобным устройством должен стать и ожидаемый плеер Zune от Microsoft.
Большим преимуществом подобных аппаратов является обилие по-настоящему интересных, востребованных функций. Например, фотобанк, т.е. возможность сохранения цифровых фотографий через USB-host или слоты карт памяти. Большие объемы встроенной памяти делают такие устройства очень полезными как для профессиональных фотографов, так и для полупрофессионалов и любителей. Внутри класса PMP уже оформился целый подкласс, ориентированный на эти нужды, с поддержкой большинства стандартов карт памяти (в т.ч. CF, MS, XD), поддержкой RAW, отображением Exif-информации. Другая функция – видеоплеер. Wide-дисплеи с диагоналями до семи дюймов позволяют смотреть широкоформатное видео. PMP обычно понимают многие видеоформаты (MPEG4, DIVX, XVID) без перекодировки, большой объем встроенной памяти позволяет носить с собой целую видеотеку. GPS-навигация – может быть встроена или подключаться с помощью адаптера. Большие дисплеи PMP позволяют комфортно пользоваться этой функцией. Прием цифрового телевидения. Пока распространен в Корее, но в перспективе размер дисплея позволяет использовать PMP как полноценные мобильные телевизоры, а большой объем внутренней памяти позволяет использовать без ограничений как цифровой видеомагнитофон.
Среди реальных конкурентов у PMP сегодня субноутбуки, UMPC, КПК, портативные DVD-плееры. Перед первыми тремя классами у них преимущество в емкости памяти, простоте использования, времени работы от аккумулятора, меньших размерах, а порой и в цене, перед DVD-плеерами – в функциональности.
Jukebox
Отдельным, постепенно вымирающим классом являются т.н. Jukebox’ы, MP3-плееры с большой емкостью памяти, на жестких дисках 1” или 1,8” форм-фактора. Он был одним из первых отдельных классов, плееры на HDD и Flash-памяти можно назвать ровесниками. Подобные устройства были очень популярны, особенно в США, где занимали большую часть рынка, к ним принадлежали все iPod до 4-ого поколения, Creative Nomad Zen, Toshiba Gigabeat.
С конца 2004 года начались эксперименты по установке в подобные аппараты цветных дисплеев диагональю до 1,8”, добавлению ограниченной поддержки видео. Сегодня чистые Jukebox’ы почти незаметны на рынке, они перешли в класс PMP, либо направление снято с производства.
Главная конкуренция для этой группы – внутренняя: с увеличением емкости Flash-памяти этот класс растворится в смежных классах, потеряв свою отличительную особенность – больший объем памяти.
Владимир Зимин.
(c)Internet News
21 november 2006