Железные итоги 2006 года


Год пролетел очень быстро, но был довольно богатым на события в компьютерном мире. Internet News решила вспомнить самые знаменательные новинки 2006. Увы, все, что произошло на «железном» рынке описать нам не удастся, но мы постараемся не забыть ничего интересного. Финансовые итоги подводить пока рано, поскольку компании обнародуют результаты несколько позже. В целом же в индустрии было очень много интересных процессов и тенденций. Прежде всего запомнились грандиозные слияния и укрупнения IT-компаний. По оценкам экспертов рост IT-индустрии в 2006 году составил около 6,6%. При чем наиболее динамичный рост наметился в развивающихся странах – Азии, северных регионах Латинской Америки, Ближнем Востоке и Африке. По прогнозам многих аналитиков, наступивший 2007 год станет годом дальнейшего отхода IT-индустрии от её классического вида и скорого перехода к совершенно новым моделям ведения бизнеса и внедрения технологий.

Слияние года.

Полупроводниковая индустрия давно уже не видела такого крупного слияния компаний, как сделка AMD и ATI. Пожалуй, со времен поглощения компании Compaq (корпорацией Hewlett-Packard). Итак, в июле, американская AMD за 5,4 миллиарда долларов покупает канадскую ATi. Хотя в самом начале говорилось о том, что все останется, как есть, бренд ATi стал постепенно смещаться с рынка (переименования и ребрендинга коснулись уже чипсеты для материнских плат и решения интегрируемые в потребительскую электронику) и по прогнозам аналитиков вовсе исчезнет через несколько лет, когда будет реализована интеграция графического ядра в центральный процессор. Пока же видеокарты выпускаются под узнаваемым брендом ATi, но в целом процесс слияния не пошел на пользу для канадской компании, поскольку позволил достаточно серьезно вырваться в лидеры ее основного конкурента nVidia, которая тем временем оставшись фактически в одиночестве на рынке невстроенной графики увеличила свою долю не только на этом рынке, но и показала неплохие результаты в области системных чипов и решениях с интегрированной графикой, потеснив в этой сфере традиционного лидера -Intel. Слухи о слиянии nVidia и Intel – основных конкурентов объединившихся AMD и ATI – не оправдались.

Умножаем на два.

Если 2005 год прошел под знаком дуальности, то в 2006 вместо dual (двойной) все чаще приходилось слышать quad (четверной). Оба процессорных гиганта AMD и Intel весь год говорили о умножении количества ядер в процессорах на два. Были выпущены первые четырехядерные процессоры, а в игровой индустрии nVidia представила экстремальную технологию Quad SLI.
Intel решив закрепить свое превосходство на рынке после выхода двуядерных Conroe, презентовала четырехядерные чипы Kentsfield. AMD же не имея на руках четырехядерных чипов порадовала экстрималов выходом платформы Quad FX (первоначально именовавшейся 4х4). Эта платформа из двух процессоров, продающихся парами, и двухчиповой материнской платы, смогла дать достойный отпор конкурирующим решениям.
Что касается NVIDIA Quad SLI, то это продолжение технологии SLI, но уже с четырьмя графическими процессорами. Первые Quad SLI решения были основаны на базе двух двухпроцессорных GeForce 7900 GTX GX2 и поставлялись на рынок в основном в собранных компьютерах. Из-за сложности монтажа решения NVIDIA сначала не продавала такие карты отдельно. Позже появились еще более мощные карты GeForce 7950 GX2, которые уже можно было купить и установить самостоятельно. Это решение было флагманом на рынке до появления нового поколения графических процессоров GeForce 8800.
Ребрендинг Intel и архитектура Core.

Изменение бренда Intel началось более года назад. Был заменен логотип, слоган, фактически произошел отказ от марки Pentium. В июне минувшего года корпорация официально представила выход процессов архитектуры Core. Настольные процессоры стали называться Core 2 Duo, Core 2 Extreme, Core 2 Quad и в очередной раз поменяли маркировку – она стала сочетать буквенный префикс и следующий за ним 4-значный цифровой индекс (Например: X6800, E6400 и тд.). Выход очень успешной архитектуры Core и процессоров Conroe и Kentsfield позволил вернуть Intel утраченное лидерство на рынке высокопроизводительных процессоров. Новые чипы Интел показали революционную производительность, а благодаря ценовой войне с конкурентом и хорошие продажи.

Blu-ray, HD-DVD и HDTV.

Хотя о новых форматах оптических носителей говорится уже несколько лет, лишь в минувшем году на рынке стали появляться не только сами носители и устройства их чтения/записи, но и контент, в частности фильмы на новых носителях. Хотя многие ожидали, что противоборствующие сторонники форматов Blu-ray и HD-DVD договорятся и создадут единый формат, этого не вышло. Оба формата вышли параллельно и взаимонесовместимо, к тому же скорости их внедрения и освоения рынка тоже отличаются. Как и когда-то DVD, которому понадобилось не один год для завоевания потребительского доверия, новые форматы пока являются экзотикой, устройства чтение и диски чрезвычайно дороги, а несовместимость и вовсе отпугивает большинство людей.
Если HD-DVD в большей степени продвигался за счет установки приводов этого формата в дорогие ноутбуки, то Blu-ray-привод стал накопителем игровой приставки Playstation 3 нового поколения на которую сторонники формата возлагали большие надежды.
Что же касается HDTV, то 2006 стал очень успешным для этого формата цифрового телевидения. Появилось огромное количество телеканалов, и даже целые страны перешли на телевидение «высокой четкости». Но главным фактором успеха формата конечно можно считать бурное развитие электроники поддерживающей HD-форматы, и значительное снижение цен на HD-ready телевизоры.

Графика нового поколения и DirectX 10.

Одним из самых заметных событий года стал выпуск первого на рынке DirectX 10 графического 3D решения с унифицированной архитектурой – семейства NVIDIA GeForce 8800. Графический процессор носящий кодовое имя G80, помимо установки планки производительности на новую высоту, уже явил собой образец интеграции большого количества ядер (унифицированных процессоров), которые могут заниматься обработкой инструкций общего назначения, ускорением физики, отрисовкой графики и тд. И это можно считать прообразом интеграции функций центрального и графического процессоров в один кристалл. Увы, в 2006 году реализовать весь потенциал GeForce 8800 реализовать было невозможно, поскольку до сих пор нет операционной системы поддерживающей DirectX 10. В 2007 ожидается поддержка этого API в Windows Vista.
Анонс архитектуры GeForce 8800 практически совпал с новой рыночной стратегией NVIDIA, которая по аналогии с другими лидерами индустрии перешла к продвижению собственных платформенных решений. Таким образом, одновременно с графикой GeForce 8800 NVIDIA анонсировала чипсет nForce 680i SLI для платформы Intel, и чуть позже – решения для платформы AMD.
DirectX 10 ответ конкурента NVIDIA – ATi, ещё не представлен, и ожидается в марте в виде чипа R600.
Планы других игроков рынка 3D графики в отношении скорой реализации поддержки DirectX 10 пока туманны. Известно, что Intel не собирается останавливаться на своём последнем DX9 достижении, GMA3000, и ведёт разработки нового поколения графики – как в собственных лабораториях, так и спонсируя перспективные компании.
Другая компания, занимавшаяся выпуском профессиональных 3D чипов – 3Dlabs, совсем недавно объявила о планах отделения от Creative Labs, переименования в 3Dlabs Semiconductor и начале поставок образцов нового медиа процессора DMS-02 с многоядерной архитектурой, нацеленного на использование в портативных медиа плеерах и high-end мобильных устройствах.

UMPC – новый формат портативных компьютеров.

Весной Microsoft привлекла довольно большое внимание к проекту Origami, еще до того, как новый класс устройств, являющихся чем-то средним между КПК (карманным компьютером, умещающимся на ладони) и планшетным ПК (портативный компьютер с сенсорным экраном), был представлен официально. Рынок скептически отнесся к UMPC (ультрамобильный персональный компьютер) в первую очередь из-за высокой стоимости, скудности возможностей и очень малого времени автономной работы.
Позже Microsoft продемонстрировала общественности развитие своей концепции в виде Vistagami. Будучи не менее дорогими, чем их предшественники, эти UMPC уже выглядели более привлекательно, так как обладали чуть большими возможностями, а главное — работали под управлением новой трехмерной 64-разрядной ОС.

Владимир Зимин.
(c)InternetNews

10 january 2007

,