В конце прошлого года в статье «Перейдем на LCD?» мы окончательно определились с тем, что жидкокристаллические (LCD) мониторы стали хозяевами рынка и вытеснили трубковые дисплеи. Но несмотря на широкую распространенность пользователи перед покупкой продолжают задаваться одними и теми же вопросами. При выборе дисплея ориентируются прежде всего на производителя и время отклика дисплея, а другие параметры остаются без внимания. Постепенно пользователи становятся требовательнее мониторам, но вопросы остаются даже у тех, кто покупает уже не первый монитор. Авторитетное издание 3Dnews ответило на множество вопросов по жидкокристаллическим дисплеям, а мы выбрали для вас самые интересные и наиболее частозадаваемые.
Вопрос: Какие бывают типы матриц LCD-мониторов и чем они отличаются друг от друга?
Ответ: Матрица – важнейшая часть LCD-монитора, целиком и полностью определяющая качество его изображения. Современные мониторы имеют матрицы трех основных типов:
1) TN + film (Twisted Nematic + film), или просто TN – самый старый и недорогой в производстве тип матриц, характеризуется минимальным временем отклика, относительно скромной цветопередачей, небольшими углами обзора с заметным искажением цветов при изменении угла наблюдения (особенно по вертикали), а также невысокой контрастностью. Технологии не стоят на месте, и изъяны в качестве изображения современных TN матриц можно обнаружить, только специально отыскивая их. LCD-мониторы с матрицами типа TN хорошо подходят для работы в интернете, с офисными приложениями (преимущественно – текстовыми), для динамичных 3D-игр (“стрелялки”, симуляторы). Можно на них смотреть и фильмы, но только в одиночестве – при групповом просмотре будут сказываться ограниченные углы обзора.
IPS (In-Plane Switching) матрицы отличаются наилучшей цветопередачей, обеспечивают среднюю (по современным меркам) контрастность, углы обзора свыше 170° (практически без видимых искажений цветов при уменьшении угла наблюдения, как по горизонтали, так и по вертикали), тогда как время реакции пикселей у них оставляет желать лучшего. Однако в настоящее время классические матрицы типа IPS на рынке практически не встречаются, их сменили S-IPS матрицы с относительно малым временем реакции, использующие технологию Overdrive, если и уступающие по этому параметру матрицам типа TN, то немного. Таким образом, у S-IPS матриц остался только один недостаток – достаточно высокая, далеко не всегда оправданная, цена. Исходя из этого мониторы с S-IPS матрицами позиционируются, в основном, для профессиональной работы с графикой или как престижные модели для домашнего использования.
Матрицы типа *VA (MVA – Multi-domain Vertical Alignment, PVA – Patterned Vertical Alignment и их разновидности) характеризуются высокой контрастностью, достаточно хорошей цветопередачей, широкими углами обзора (не хуже, чем у S-IPS), но по цене обходятся дороже, чем TN. Слабой их стороной, в сравнении с IPS-технологиями, является наличие небольшого цветового сдвига при отклонении от нормали к экрану, особенно в темных оттенках изображения. В современных матрицах A-MVA (Advanced MVA) и S-PVA (Super PVA) данный эффект менее заметен, но окончательно не изжит. По совокупности своих параметров матрицы этого типа занимают промежуточное положение между высококачественными, но слишком дорогими S-IPS матрицами и дешевыми середнячками типа TN и, дополненные технологией Overdrive (без нее *VA мониторы практически непригодны для динамичных игр), могут стать хорошим компромиссным решением в качестве универсального домашнего монитора.
Вопрос: Что такое Overdrive?
Ответ: Технология компенсации времени отклика LCD-матрицы, известная как Overdrive (у каждого производителя она имеет свое фирменное название) обеспечивает существенное ускорение переключения пикселей. Характерной особенностью LCD-матриц любого типа является то, что при переходе от “черного” к “белому” время реакции пикселя гораздо меньше, чем, например, при переходе между двумя градациями “серого”. Скорость изменения состояния пикселя напрямую зависит от приложенного к нему напряжения, а в первом случае на электроды пикселя подается максимальное напряжение.
Данная технология позволяет значительно поднять среднюю “скорость” вывода изображения на экран монитора, однако она привносит и ряд негативных моментов, что не позволяет считать ее панацеей. Во-первых, Overdrive требует усложнения электроники монитора но, самое неприятное, иногда могут появляться артефакты (светлое мерцание на темно-серых поверхностях) при воспроизведении динамичных сцен.
Идеального “овердрайва” на 100% без ошибок не бывает, но здесь все зависит от тщательности проработки алгоритмов “разгона” конкретными производителями и в процессе совершенствования технологии количество огрехов изображения стремится к нулю.
Вопрос: Что такое “битый пиксель”?
Ответ: Каждый пиксель LCD-монитора состоит из трех субпикселей зеленого, синего и красного цветов, которые, грубо говоря, являются регулируемыми заслонками на пути света. Иногда эти “заслонки” выходят из строя (“залипают” в закрытом или открытом состояниях). В результате мы имеем постоянно светящуюся (или наоборот, постоянно потухшую) точку на экране – это и есть дефектный (или, по простому, битый) пиксель.
Предельно допустимое количество дефектных пикселей, в зависимости от размеров экрана, определяется в международном стандарте ISO 13406-2. Стандарт определяет 4 класса качества LCD-мониторов. Самый высокий класс – 1, вообще не допускает наличия дефектных пикселей. Самый низкий класс – 4, допускает наличие до 262 дефектных пикселей на миллион работающих. Сегодня мониторы класса 4 практически не выпускаются. Подавляющее большинство современных непрофессиональных ЖК-мониторов соответствуют классу 2. Так, для наиболее популярных 17″ и 19″ мониторов (имеющих разрешение 1280 x 1024) допустимой нормой является по 3 дефектных пикселя (постоянно выключенных или постоянно светящихся) и до 7 светящихся красных, зеленых или синих субпикселей (всего – до 13 дефектных пикселей).
Чаще всего “битые пиксели” проявляются в первые дни использования “свежекупленного” монитора и, если их количество не превышает нормы стандарта ISO 13406-2, их наличие не является поводом для предъявления каких-либо претензий.
Вопрос: Что такое “разрешение дисплея” и как оно обозначается?
Ответ: Разрешение любого дисплея – это полное количество пикселей, формирующих изображение. Например, разрешение 1280 х 1024 означает, что изображение состоит из 1024 строк по 1280 точек в каждой. Чем выше разрешение, тем более четким получается изображение. Сегодня каких-либо официальных стандартов обозначения разрешений дисплеев не существует, однако сложилась и успешно развивается полуофициальная система подобных наименований.
Сокращение Полное название Разрешение
WHUXGA Wide Hex Ultra Extended Graphics Array 7680 x 4800
HUXGA Hex Ultra Extended Graphics Array 6400 x 4800
WHSXGA Wide Hex Super Extended Graphics Array 6400 x 4096
HSXGA Hex Super Extended Graphics Array 5120 x 4096
WQUXGA Wide Quad Ultra Extended Graphics Array 3840 x 2400
QUXGA Quad Ultra Extended Graphics Array 3200 x 2400
WQSXGA Wide Quad Super Extended Graphics Array 3200 x 2048
QSXGA Quad Super Extended Graphics Array 2560 x 2048
QXGA Quad Extended Graphics Array 2048 x 1536
WUXGA Wide Ultra Extended Graphics Array 1920 x 1200
UXGA Ultra Extended Graphics Array 1600 x 1200
WSXGA+ Wide Super Extended Graphics Array+ 1680 x 1050
SXGA+ Super Extended Graphics Array+ 1400 x 1050
WSXGA Wide Super Extended Graphics Array 1600 x 1024
SXGA Super Extended Graphics Array 1280 x 1024
WXGA Wide Extended Graphics Array 1366 x 768
XGA Extended Graphics Array 1024 x 768
SVGA Super Video Graphics Array 800 x 600
WVGA Wide Video Graphics Array 852 x 480 (858 x 484)
VGA Video Graphics Array 640 x 480
EGA Enhanced Graphics Adaptor 640 x 350
QVGA Quarter Video Graphics Array 320 x 240
CGA Color Graphics Adaptor 320 x 200
Вопрос: Что такое “размер пикселя” и как он влияет на качество изображения?
Ответ: Понятие “размер пикселя” (и обратная ему величина – количество пикселей на дюйм) напрямую связано с разрешением матрицы монитора – чем выше ее разрешение, тем меньше расстояние между соседними пикселями и, тем самым, выше четкость изображения.
Однако однозначно утверждать, что высокое разрешение матрицы – это хорошо, а низкое – плохо, не стоит, равно как и наоборот. Ведь с уменьшением визуальных размеров элементарных элементов внешнего оформления – различных графических элементов и, в особенности, системных шрифтов, в графических ОС увеличивается количество информации на площади дисплея, но и восприятие этой информации несколько усложняется, особенно для людей, имеющих проблемы со зрением или много работающих с текстом.
Поэтому при покупке нового монитора нужно отдавать себе отчет, что, покупая монитор с небольшим размером пикселя, вы соответственно привязываете себя к мелкому тексту. На такую меру, как увеличение размера системных шрифтов в настройках операционной системы, рассчитывать не стоит – масштабируемость современных ОС все еще не на высоте, и неудобств такое решение может принести изрядно. Для работы с графикой, наоборот, более предпочтительными являются модели с небольшим размером пиксела из-за меньшей “зернистости” изображения.
Диагональ (дюймы) Разрешение Соотношение сторон Расстояние между
пикселами (мм) Пикселов на дюйм (PPI)
обозначение пиксели
15 XGA 1024 x 768 4:3 0,297 85,5
16 SXGA 1280 x 1024 5:4 0,248 102,4
17 WXGA 1280 x 768 15:9 0,2895 87,8
17 SXGA 1280 x 1024 5:4 0,264 96,2
17 WXGA+ 1440 x 900 16:10 0,255 99,6
18,1 SXGA 1280 x 1024 5:4 0,2805 90,6
19 SXGA 1280 x 1024 5:4 0,294 86,3
19 WXGA+ 1440 x 900 16:10 0,284 89,4
19 WXGA 1600 x 1200 4:3 0,242 105,3
20,1 WSXGA+ 1680 x 1050 16:10 0,258 98,4
20,1 UXGA 1600 x 1200 4:3 0,255 99,6
20,8 QXGA 2048 x 1536 4:3 0,207 122,7
21,3 UXGA 1600 x 1200 4:3 0,27 94
22 WSXGA+ 1680 x 1050 16:10 0,282 90,1
22,2 WQUXGA 3840 x 2400 16:10 0,1245 204
23 WUXGA 1920 x 1200 16:10 0,258 98,4
23,1 UXGA 1600 x 1200 4:3 0,294 86,9
24 WUXGA 1920 x 1200 16:10 0,269 94,34
26 WUXGA 1920 x 1200 16:10 0,2865 87,1
27 WUXGA 1920 x 1200 16:10 0,303 83,9
30 WQXGA+ 2560 x 1600 16:10 0,251 101
Вопрос: Какие бывают цифровые интерфейсы мониторов и в чем заключается их преимущество перед обычными, аналоговыми?
Ответ: Аналоговый интерфейс D-Sub (VGA) является наследием уходящих в прошлое CRT-мониторов. Главный его недостаток – необходимость двойного аналого-цифрового преобразования сигнала (первый раз цифровые данные преобразуются в аналоговый сигнал в видеокарте, а второй – происходит обратное преобразование в мониторе), что, естественно, не способствует улучшению его качества (особенно в больших разрешениях).
В настоящее время он вытесняется цифровым интерфейсом DVI (Digital Video Interface), посредством которого цифровые данные из видеокарты подается непосредственно на схему управления матрицы LCD-монитора. Изображение в этом случае передается на монитор без потерь качества из-за преобразования, кроме того, “по цифре” теперь и осуществляется управление монитором, так что пользователь освобождается от довольно сложной и трудоемкой процедуры “тонкой” подстройки параметров изображения. При этом не стоит упускать из виду, что реальное преимущество от использования интерфейса DVI может проявиться только на мониторах с диагональю 20″ и выше, да и то, только при наличии достаточно качественной видеокарты. В мониторах с диагональю 15″-19″ заметного выигрыша в качестве изображения по сравнению с аналоговым интерфейсом ожидать не стоит.
В настоящее время интерфейс D-Sub устанавливается в LCD-мониторы в основном для обеспечения их совместимости со старыми видеокартами, не имеющими DVI выхода (в первую очередь – системных плат с интегрированным видео). И лишь только самые дешевые бюджетные модели LCD-мониторов (в целях экономии) используют интерфейс D-Sub в качестве основного и вообще не имеют DVI-входа.
Кабеля DVI могут быть двух типов: Single- или DualLink. Кабель первого типа, в соответствии со своим названием, содержит только один канал DVI и обеспечивает разрешение до 1920х1080. Но для новых 30″ мониторов, разрешение которых достигло 2560 x 1600 пикселей, пропускной способности кабеля SingleLink явно не хватит, и выход был найден в объединении двух таких интерфейсов в едином “конструктиве” – получился интерфейс DualLink. Естественно, и видеокарта должна поддерживать DualLink, т.е. иметь два автономных DVI выхода.
В последнее время популярность набирает новый стандарт передачи видеосигнала HDMI (High-Definition Multimedia Interface). Его несомненным достоинством является одновременная передача как видео, так и аудио, что более актуально в бытовой технике, чем в компьютерах.
Вопрос: Каким образом можно проверить LCD-монитор перед его покупкой?
Ответ: Для быстрой проверки монитора Вам понадобятся специальные программы-тесты монитора. Таких программ множество.
Наиболее важной задачей при покупке монитора является определить наличие у него битых пикселей. Для этого служит тест “Закрашенный экран”. Последовательно изменяем цвета заливки и внимательно наблюдаем: если на каком-то цвете виден горящий иным цветом пиксель, то это значит, что имеется дефектный субпиксель, а если пиксель имеет черный или белый цвет при любом цвете экрана, то мы имеем дефектный пиксель. Кроме того, на белом, черном и сером экранах можно оценить равномерность подсветки, хотя по-настоящему проверить подсветку можно только в полной темноте, что в условиях магазина довольно трудно. С помощью другого теста – “Двигающийся квадрат”, можно визуально оценить скорость реакции матрицы (по наличию “шлейфа” у квадрата), а также обнаружить битые пиксели, пропущенные предыдущим тестом.
Кроме того, не помешает проверить, насколько четкую картинку обеспечивает монитор в разрешениях, отличных от “родного”. Для этого следует воспользоваться тестами “Линии”, “Сетка”, “Окружности” и “Узоры”. При особом желании можно также задействовать и другие тесты: проверить равномерность цветовых переходов, предельные значения и плавность изменения яркости и контраста, читабельность мелкого текста и пр., но эти тесты не так важны, как перечисленные выше.
Вопрос: Какое время отклика матрицы достаточно для игр?
Ответ: К сожалению, безоглядно доверяться тем цифрам времени отклика матрицы, которые приводят производители мониторов в их спецификациях, не стоит. Каждый производитель измеряет этот параметр по-своему, стремясь получить наиболее “красивую” цифру, использовать которую можно лишь только для предварительной оценки возможностей монитора.
Традиционная методика измерения времени реакции пикселя, определяемая стандартом ISO 13406-2, оговаривает измерение суммарного времени включения и выключения пикселя, то есть переход “черное-белое-черное” (BWB – Black-White-Black). Причем под временем включения пиксела понимается время, необходимое для изменения яркости пикселя от 0 до 90% (а не до 100%), а под временем выключения пикселя понимается время, необходимое для изменения яркости пикселя от 100 до 0%.
Другая методика измерения времени переключения, используемая преимущественно в “разогнанных” матрицах, поддерживающих технологию Overdrive, оценивает время перехода от одного оттенка серого к другому (GTG – Gray-To-Gray).
Методика BWB, охватывает полный диапазон “вращения” кристалла, более полно характеризует его быстродействие. Но это далеко не так – ведь скорость “поворота” жидкого кристалла напрямую зависит от приложенного к нему напряжения, которое при переходах BWB максимально. Резкие переходы от черного к белому редко встречаются в динамичных приложениях, ради которых, собственно, и затевается вся эта “гонка пикселов”, гораздо чаще мы имеем переходы между промежуточными значениями состояния кристалла. Но и методика измерения GTG также не дает всей правды – ведь в этом случае время реакции пикселя определяется в основном не возможностями самой матрицы, а совершенством электроники системы Overdrive.
Сегодня наиболее быстрые модели мониторов имеют время реакции пикселя 2 мс GTG (не достижимого без Overdrive), что более чем достаточно для любых современных динамических игр. Тем не менее, не стоит забывать, что выбор ЖК-монитора (в том числе и для игр) – дело сугубо индивидуальное.
Вопрос: На старых CRT-мониторах рекомендовалось устанавливать рабочую частоту кадровой развертки не менее 85, а то и 100 Герц, а LCD-мониторы работают на гораздо более низких частотах – 60, в крайнем случае, 75 Герц. Почему так мало?
Ответ: Все дело в том, что принципы работы электронно-лучевых (CRT) и жидкокристаллических (LCD) мониторов различны. Для CRT кадровая частота является одним из самых критичных параметров и характеризует степень “мерцания” экрана, при ее малом значении глаза быстро утомляются. Тогда как в LCD-мониторах “мерцание” экрана принципиально отсутствует – ведь пикселы “светятся” постоянно. Следовательно, какая бы кадровая частота монитора не была установлена, зрению ничего не угрожает. А влияет этот параметр исключительно на скорость обновления изображения на экране, и 60 кадров в секунду для человека более чем достаточно.
Вопрос: Как правильно следует ухаживать за монитором?
Ответ: Удалять пыль с экрана монитора лучше всего с помощью двух безворсовых салфеток (например, фланелевых). Первой, слегка влажной, удаляется пыль, а второй, сухой – экран протирается “насухо”. Если же экран сильно загрязнен (разводы от жидкости, отпечатки пальцев), то без специализированных средств очистки (гель или аэрозоль и комплект салфеток) не обойтись. Но никогда для этих целей не стоит использовать спирт и спиртосодержащие жидкости!
Владимир Зимин.
(c)InternetNews
12 june 2007