Мы довольно часто обращаемся к теме графических акселераторов, но несмотря на множество статей и обзоров охватить этот рынок правктически невозможно, ровно как и дать однозначный ответ на вопрос какую видеокарту покупать. Зачастую мы говорим о самых топовых решениях, но этот сегмент удел богатых энтузиастов. Многим нашим читателям вполне хватает встроенного на материнской плате видеоадаптера или low-end карты несколько летней давности. Но большинство геймеров которые не настолько богаты, чтобы ставить в компьютер видеоплату за 700 долларов интересует как раз средний класс видеокарт, довольно мощных, но не экстремально дорогих. В прошлом июле мы писали о доступном графическом чипе nVidia GeForce 7600 (G71 и G73). Эти графические процессоры (GeForce 7600/7600 GT/7600 GS) немалое время удерживали очень неплохие продажи в среднем классе и даже сейчас пользуются большим спросом, ведь их цены упали настолько, что за цену около 100 долларов или чуть больше можно взять довольно быстрое решение. В прошлом году на смену семейства GeForce 7 (G7х) nVidia анонсировала GeForce 8 (G80) и вслед за высокопроизводительными и дорогими 8800 (GTX, GTS), весной этого года появились чипы для среднего класса – 8500 GT и 8600 GTS/GT. Как и старшие братья семейства чипы G84 и G86 имеют поддержку DirectX 10, поддержку HDCP и движка движка nVidia Pure Video.
Рынок.
Сегодня рынок потребительских видеокарт заполнен продуктами. Не все помнят те времена, когда на этом рынке было много компаний, но каждая представляла один-два продукта. Сегодня на нём остались два крупнейших игрока с огромным ассортиментом. Раньше каждая компания использовала собственный подход к компьютерной графике. Были как общие стандарты API OpenGL и Direct3D (входит в DirectX), так и собственные API 3dfx Glide. Подобное разнообразие API сказывалось на рынке не очень хорошо, поскольку разработчикам при создании игр приходилось учитывать особенности и язык конкретного интерфейса, ведь игра должна поддерживать как можно большее число платформ. Переход на два ключевых API облегчил программирование игр и приложений, но проявился другой эффект: уменьшение числа производителей графических процессоров.
Intel сегодня является самым крупным производителем графических ядер, но на рынке раздельных видеокарт доминируют два производителя: nVidia и AMD (бывшая ATi). Дуализм рынка изменил динамику появления новых моделей и ассортимент продуктов. Если взглянуть назад, то nVidia завоевала рынок своей GeForce 256. Что же касается ATi/AMD, то здесь победа была одержана благодаря картам линеек 9700 и 9800. Что любопытно, они вышли в немногих вариантах. Radeon 9800 поставлялась с памятью 128 или 256 Мбайт, а модельный ряд включал Pro, XT и XT Platinum Edition.
Когда на рынке было с десяток видеокарт, потребители знали относительную производительность и могли легко выбирать оптимальный вариант. Увы, но это уже стало историей. Сегодня, чтобы понять производительность видеокарты, нужно вникать в запутанные схемы именования, модельный ряд, тактовые частоты, объём памяти и архитектуру. Разнообразие карт, конечно, с одной стороны можно приветствовать. Но оно перешло за тот рубеж, когда в продуктах можно было легко разобраться.
В ближайшие месяцы на рынке появится новая волна видеокарт (например бюджетные nVidia 8400 или AMD HD 2400/2600), и в них вновь придётся разбираться.
nVidia GeForce 8600 GTS и GT
nVidia в последнее время продолжает радовать. Эта компания стала первой, кто представил DX10-видеокарту. В то время, как AMD/ATi ещё не выпустила на рынок ни одной видеокарты нового поколения, nVidia уже приготовила вторую партию в виде процессоров G84 и G86 с площадью 169 квадратных миллиметров.
Новая видеокарта превосходит предыдущие модели такого же ценового уровня. Кроме уменьшения техпроцесса до 80 нм и снижения площади кристалла, GeForce 8600 обеспечивает две модернизации. Одна касается 3D-движка, а вторая – полностью пересмотренного движка nVidia Pure Video. Комбинация двух этих факторов показывает, что nVidia решила сразу “убить двух зайцев”. С одной стороны, теперь больше пользователей смогут насладиться DX10, поскольку цена входа в этот сегмент снизилась как для геймеров-энтузиастов, так и для геймеров с ограниченным бюджетом. Кроме того, для рынка домашних кинотеатров появилась улучшенная карта по привлекательной цене.
Ключевые спецификации существующих процессоров G80 и новых G84 и G86.
Спецификация GeForce 8800 GTX GeForce 8800 GTS GeForce 8600 GTS GeForce 8600 GT GeForce 8500 GT GeForce 8400 GS GeForce 8300 GS
Процессор G80 G84 G86
Техпроцесс 90 нм 80 нм
Число транзисторов (млн.) 681 289 210
Частота ядра 575 МГц 500 МГц 675 МГц 540 МГц 450 МГц
Число потоковых процессоров 128 96 32 16 8
Частота памяти (МГц/ DDR) 900/1800 800/1600 1000/2000 700/1400 400/800
Ширина шины памяти 384 бита 320 бит 128 бит 64 бита
Пропускная способность памяти 86,4 Гб/с 64,0 Гб/с 32,0 Гб/с 22,4 Гб/с 12,8 Гб/с 6,4 Гб/с
Объём памяти 768 Мбайт 640 Мбайт 256 или 512 Мбайт 128 или 256 Мб
Скорость заполнения текстур 36,80 ГТ/с 24,00 ГТ/с 10,80 ГТ/с 8,64 ГТ/с 3,60 ГТ/с
Поддержка HDCP Да Опция
RAMDAC 400 МГц
Шина PCI Express 1.1a
Pure Video 2
Еще одно изменение архитектуры G84 и G86 заключается в блоке декодирования видео. Линейка графических процессоров GeForce 7 содержит аппаратную поддержку декодирования форматов стандартного разрешения WMV9, MPEG-2, VC-1 и H.264. Позднее в GeForce 7 и 8 были добавлены векторный SIMD-процессор, движок анализа движения и декодер HD-видео, улучшивший декодирование и качество видео высокого разрешения тех же форматов. Конечно, ряд функций выполняется аппаратно, но на CPU всё равно ложатся такие задачи, как потоковая обработка и обратное преобразование.
Последняя версия Pure Video умеет намного больше, чем оригинальная SIMD. Был добавлен потоковый процессор, поддерживающий декодирование Context Adaptive Variable Length Coding (CAVLC) и Context Adaptive Binary Arithmetic Coding (CABAC) H.264. Добавленный движок AES128 ускоряет дешифровку данных, соответствуя требованиям современных систем и плееров по защите потоков от несанкционированного копирования. Появление в графическом процессоре подобных функций означает, что вычислительная нагрузка на CPU уменьшится.
Цены.
Карты на новых процессорах G71 и G73 на редкость быстро появились в бакинской рознице. Обычно появления новых продуктов приходится ждать от нескольких месяцев до полугода. А на этот раз уже через несколько недель после анонса некоторые магазины предлагали, как 8500 GT и 8600 GT. Цены конечно отличается от рекомендованнных и цен в зарубежных он-лайн магазинах, но тут нужно учитывать специфику налоговых систем и таможенных правил в нашей стране. И тут есть значительные улучшения – бакинские дилеры стали продавать товар намного дешевле, что обусловлено усиливающейся конкуренцией и стабильностью поставок. На момент появления в рознице 8500 GT стоила около 130-150 манатов, а 8600 GT чуть выше 200. В ряде случаев даже произошла ситуация, когда новые карты оказались очень ненамного дороже карт предыдущего поколения – 7600. Сейчас цены на карты несколько снизились и в зависимости от производителя и установленной оперативной стоят: 8500 GT от 100 манатов, 8600 GT от 175 манатов.
Средние цены в бакинской рознице:
Карта Цена (AZN)
8500 GT/ 256 Mb/ 128 bit 100-140
8500 GT/ 512 Mb/ 128 bit 135-160
8600 GT/ 256 Mb/ 128 bit 170-200
8600 GT/512 Mb/ 128 bit 195-240
8600 GTS /256 Mb / 128 bit 220-260
Кстати, последние карты (8600 GTS) довольно трудно найти в продаже, да и по большому счету их завышенная цена пока не может их сделать хитами, поскольку за их цену можно взять весьма мощные карты предыдущего поколения – GeForce 7900GS или Radeon X1950 Pro, что станет куда лучшей покупкой.
Итог.
Конечно, новые графические процессоры относится к классу DirectX 10, но карты не слишком хорошо подходит, если нужно получить как высокое качество картинки, так и высокую частоту кадров. По результатам тестов 8600 GT даёт 62 кадра в секунду в разрешении 1600×1200 с выключенным сглаживанием в Doom 3, но с фильтрацией и сглаживанием – только 46 кадров в секунду. При ее цене, начинающейся от 170 манатов от этой карты ждёшь несколько лучших результатов. Если смотреть по тактовым частотам, то разница невелика, но различие в производительность явно ощутимо.
С другой стороны, карты могут немало предложить в области воспроизведения видео. Новые карты небольшые и достаточно тихие и прекрасно подойдут для мультимедийного ПК, для домашнего кинотеатра. Впрочем, тут выигрывает 8500 GT, которая показывает себя не плохо в области декодирования видео, и благодаря пассивному охлаждению и меньшей цене. У некоторых моделей присутствует интерфейс HDMI, ещё больше увеличивая их привлекательность.
Если ваш бюджет ограничен 170-180 манатами, вам требуется приличная производительность, вы хотите играть в DX10-игры и смотреть фильмы с аппаратным декодированием, то GeForce 8600 GT прекрасно вам подойдёт. Впрочем, на рынке есть видеокарты на процессоре Radeon X1950 Pro, которая по-прежнему привлекательна при цене около 200 манатов или чуть выше.
Если сравнивать с картами в два раза дороже и мощнее, легко видеть, что 320-Мбайт версия GeForce 8800 GTS даёт на 50-90% большую производительность. С дополнительными доработками ядра, уменьшением техпроцесса и более высокими тактовыми частотами мы получили всего лишь производительность, которую давали версии GT (линейки 6 и 7) относительно других моделей. Поэтому возникают некоторые сомнения по поводу оптимального соотношения цена/качества.
Более общую картину мы обрисуем в одном из следующих «видеоапгрейдов», кторый вероятно выйдет уже летом, и будет включать видеокарты разных классов. А пока, посещайте наш форум www.forum.az где можно почитать мнения, оставить комментарии или просто пообщаться о железе.
Владимир Зимин.
(c)InternetNews
27 june 2007