Портативное видео и не только


portable video and moreВ целом в техномире мы не очень много места уделяли медийным гаджетам. Нет, конечно, в новостях периодически освещаются разные новинки и отмечаются тенденции на этом быстрорастущем сегменте рынка. Но повышенный интерес с портативной мультимедии растет, а многие и не знают как в ней ориентироваться. Поговрим об определениях и окунемся в недолгую историю мобильных видео-плееров, поскольку это очень интересная тема.

Карманная медия.

Если рассматривать исключительно музыкальные устройства, т.е. MP3-плееры, то в роли «крутых парней» будут Jukebox-ы. Колоссальные объемы памяти (вмещают десятки тысяч композиций!), большие дисплеи, мощный звук и пристальное внимание СМИ – аппараты этого типа смотрят на остальные портативные проигрыватели свысока.
Но если смотреть шире, если рассматривать рынок медиаплееров, то мы увидим совсем других королей. Эти устройства №1 во всем, будь то объемы памяти, диагонали дисплеев, поддержка форматов, широта функциональности, использование новых технологий и, конечно же, количество денежных знаков, которые приходится отдавать за обладание подобным монстром. Конечно, это PMP, Portable Media Player – портативные медиаплееры.
Как это обычно бывает с новой терминологией, вокруг обозначения «PMP» мало ясности и много споров. Кто-то причисляет к PMP аппараты типа iPod G5/Classic, Microsoft Zune и Zen Vision:M, кто-то предпочитает использовать в отношении их промежуточный термин Media-Jukebox. Кому-то кажется правильным называть флэш-аппараты с видео mini-PMP, а кому-то, что их правильное имя – «MP4-плееры». PMP же, по большому счету, это портативное устройство воспроизведения, в первую очередь ориентированное на видеоконтент. Отсюда проистекают их особенности: большой дисплей в ущерб компактности, большие объемы памяти, требующие использования жестких дисков.
PMP на жестких дисках с 2.5” диаметром пластин сегодня могли бы нести на борту до 320 ГБ памяти. Увы, производители в массе своей перешли на 1.8-дюймовые винчестеры, что, впрочем, не мешает пользователям расширять память устройств прошлых поколений самостоятельно. Тем не менее, 160 ГБ – вполне реальный объем для современных PMP.
Дисплей почти всегда развернут вдоль корпуса для наиболее эффективного использования ценной площади лицевой панели (англоязычные журналисты прозвали ее Real Estate – «недвижимостью»).
Получается законченный образ устройств, которые можно изредка увидеть в магазинах, обычно рядом с трехзначными ценниками: аппарат солидного размера, не чета миниатюрным флэш-брелкам. Крупный дисплей диагональю от 3.5” (сегодня уже не менее 4.3 дюйма и широкоэкранный) занимает не менее 60% лицевой панели, и весь дизайн аппарата построен вокруг него. Емкости памяти начинаются от 30 гигабайт и порой переваливают за сотню.
В мире портативного мультимедиа PMP – настоящие динозавры, в их царстве мы встретим все самые большие цифры – десятки гигабайт памяти, тысячи миллиампер аккумуляторов, десятки тысяч музыкальных композиций и фотографий, которые они могут хранить.
Но это вместе с тем и очень «продвинутые» динозавры: цифровое телевидение, GPS, WiFi и Bluetooth, сенсорные дисплеи, встроенные интернет-браузеры – все эти сливки современных технологий в первую очередь появляются именно здесь. Если можно найти настоящее устройство будущего, сохранившее при этом простоту использования и доступное самому неискушенному пользователю, то это, пожалуй, именно они.
Особенности PMP накладывают свой отпечаток на их использование. В кармане такое чудо не очень-то и поносишь, зато они довольно популярны среди автомобилистов. Отдельные модели сегодня представляют собой настоящие автомобильные мультимедиа-компьютеры, оснащенные GPS-навигацией и FM-трансмиттером для передачи сигнала на аудиосистему машины.
PMP – куда более редкий зверь по сравнению с обычными MP3-плеерами. Хотя доступные китайские модели также встречаются, их довольно немного – они как правило имеют большие дисплеи, но скучный дизайн и неудобный интерфейс.
Из числа первой пятерки мировых MP3-производителей глобально продает свои PMP только Creative. Samsung занимается этим бизнесом на отдельных локальных рынках, Apple, Sony и Sandisk не имеют аппаратов такого класса в ассортименте.
Из-за цены и конструктивных особенностей PMP – нишевый товар, и занимаются им фирмы, предпочитающие работать в нише. В первую очередь это Archos, Cowon, а также значительное количество небольших корейских компаний. Для последних PMP стали новым MP3 – после того как обычные плееры стали слишком массовым продуктом, чтобы небольшая компания могла с успехом ими заниматься, многие корейские компании перевели свой бизнес на PMP-рельсы.
Несмотря на весь свой футуризм, PMP – не самый молодой класс портативных проигрывателей. Первые аппараты, которые можно было отнести к этому виду, появились еще в 2003 году.

История.

Первым полноценным PMP можно назвать продукт Archos, AV300, вышедший летом 2003 года. Французы из Archos и ранее предлагали плееры с поддержкой воспроизведения видео – они были пионерами в этом жанре. Более ранние пробы пера Archos в портативном видео – такие, как AV100 – можно, скорее, назвать предтечами iPod 5G/Classic.
Но только начиная, они обзавелись главным отличительным признаком PMP – большим цветным дисплеем. Дисплей AV300 имел диагональ 3.8 дюйма и разрешение 320 на 240 точек – этим параметрам предстояло на пару лет стать индустриальным стандартом.
AV300 был построен на платформе Texas Instruments. Этот американский производитель полупроводниковой продукции сыграл видную роль в становлении и развитии портативных медиаплееров, а PMP – в особенности. Компания начинала с разработки платформ для MP3-проигрывателей, но в 2002-2003 годы не захотела конкурировать с Sigmatel, Philips, Telechips и предпочла уйти в видеонишу. Первые плееры Archos с видео были также и первым практическим опытом для TI. В будущем американцы стали основным поставщиком платформ для французов, а также нашли немало других клиентов.
AV300 демонстрировал все сильные стороны платформ TI. Во-первых, широкую поддержку видеоформатов: MPEG4, DIVX, XVID. Благодаря мощным, адаптированным для видеосигнала DSP PMP с самого начала ориентировались на максимальный охват форматов проигрываемого видео без необходимости перекодирования. В этом их отличие и преимущество перед медиа-Jukebox-ами и MP4-плеерами. Впоследствии список поддерживаемых форматов расширялся, в него вошли как более старые MPEG1, MPEG2, так и вариации MPEG4, такие, как Windows Media Video, Quick Time 6. Хотя и сегодня поддержка разными PMP видеокодеков сильно разнится, что вынуждает покупателей внимательно копаться в спецификациях.
Вторая возможность – оцифровка аналогового видео и его сжатие в формат MPEG4 или, как ее часто называют, функция цифрового видеомагнитофона – DVR. Как отдельные MP3 оснащаются линейным аудиовходом, способны оцифровывать аудиосигнал с аналогового источника и сжимать его в различные форматы, так же и PMP почти сразу обзавелись такой возможностью для видео. И, аналогично, возможность эта не стала слишком востребованной: сегодня многие PMP не поддерживают ее. Некоторые, поддерживая на аппаратном уровне, требуют приобретения отдельных переходников или док-станций.
Из возможных сфер применения видеозахвата можно вспомнить запись телевизионного сигнала, оцифровку аналоговых записей, например, VHS. Хотя, конечно, идеального качества оцифровки и сжатия от таких устройств ожидать нельзя, большинство для этих целей предпочитает пользоваться специализированным аппаратным и программным обеспечением ПК. Своеобразным использованием видеовхода стало подключение камер для обзора заднего вида в автомобилях.
Помимо видео Archos AV300 поддерживал и аудио, правда, только MP3, изображения в формате JPEG. Последнее давало возможность использовать устройство как электронный фотоальбом, хотя для полного счастья не хватало поддержки RAW. Еще одним недостатком в этом плане было отсутствие слотов для карт памяти. В качестве решения этой проблемы предлагались отдельные модули, кард-ридеры, за отдельную плату. Все это было серьезным недостатком модели на фоне того, что возможности прямого копирования фотографий с цифрового аппарата, их хранения, демонстрации и удаления с самого начала были важной и востребованной функциональностью PMP. В отличие от больше похожего на баловство просмотра видео эта функция имела сугубо практичную направленность, в этом было ее достоинство. Но первые PMP еще не могли тягаться со специализированными фотовинчестерами ни в чем, кроме размера дисплея. Впоследствии на рынке появились PMP с поддержкой RAW и различными более удобными способами бэкапа фотографий с камеры, а также другими фотофункциями, такими, как отображение гистограмм. Массовыми они, однако, не стали.
Чтобы слово «медиа» (мультимедиа) в названии не присутствовало просто так, PMP постоянно расширяют поддержку различных типов контента. К MP3 вскоре добавилось WMA, у отдельных моделей – OGG, AAC. PMP начали поддерживать текстовые файлы, документы PDF и многое другое.

PMC от Microsoft.

PMP продавались лишь в весьма ограниченных количествах, но в своей нише имели успех и привлекали внимание к зарождающемуся сегменту. Внимание в том числе и таких серьезных игроков, как Microsoft. В 2004 году американский гигант представил публике свою концепцию инфраструктуры для портативных медиаплееров – PlaysForSure. Значительная ее часть была посвящена как раз PMP.
Для этих устройств Microsoft разработала собственную операционную систему на основе Windows CE, получившую название Portable Media Center. Предполагалось, что PMC будут поддерживать все типы медиа: аудио, видео, изображения. Но основной упор делался на форматы Microsoft: WMA для аудио (PMC была едва ли не единственной ОС для MP3-плееров с поддержкой WMA Lossless), WMV для видео. Загрузку контента на плеер рекомендовалось осуществлять через Windows Media Player.
PMC должен был стать опережающим ударом Microsoft по растущей империи Apple iPod+iTunes. В то время как последние довольствовались тогда лишь музыкой, пользователи PMC могли насладиться всеми вариантами мультимедиа. Дело было за малым – создать PMC-устройства.
Для этого Microsoft собрала представительную коалицию: Creative, iriver, Samsung. Каждая из этих компаний выпустила в 2004 году по PMC-плееру. Все эти устройства были похожи между собой: 3.5-3.8-дюймовый QVGA-дисплей, схожий форм-фактор.
Платформа также осталась той же – Texas Instruments вошла в число партнеров Microsoft для PMC.
Почему этот проект провалился? Вероятно, самая главная причина – он появился слишком рано. Видеовозможности не были подкреплены доступностью контента. Где пользователи должны были брать видео? Сжимать DVD-диски? Слишком нетривиальная задача для массового пользователя, да и не всегда легальная – защита DVD охраняется законом. Пережимать в формат WMV видео из Интернета? В 2004 году видео в Интернете еще не было достаточно популярным, необходимость пережатия усложняла задачу еще больше.
Кроме того, производители PMC-плееров не имели скоординированной маркетинговой политики и не смогли донести до потребителя достоинства этих устройств. iriver и вовсе предпочел подстраховаться и наряду с PMC выпустил и PMP на прошивке своей разработки (pmp-100), который был куда успешнее.
В итоге продажи PMC серьезно уступали даже обычным PMP, наподобие продуктов Archos и iriver. Производители плееров потеряли интерес к этой операционной системе, предпочтя свои разработки. Единственными плеерами на PMC с тех пор стали продукты Toshiba – Gigabeat S и самой Microsoft – прошивка Zune основана на модификации PMC. Но эти устройства сложно назвать PMP, это, скорее, Jukebox-ы.
Фиаско с PMC отбило у Samsung и Creative желание заниматься этим направлением. Корейцы в будущем выпускали PMP только для местного рынка, а Creative вернулись к портативным медиаплеерам только через год.
iriver какое-то время продавала pmp-100, но затем ожесточение борьбы в сегменте обычных MP3-плееров вынудило ее свернуть все нишевые направления, в том числе и PMP. Тем более что даже на своей родине, в Корее, медиаплееры iriver не пользовались большой популярностью.
На фоне бед PMC позиции Archos только укрепились: в 2004 году компания выпустила новую модификацию PMP, AV400, с улучшенным дизайном, слотом для карт Compact Flash. Эта модель стала хитом в своей нише, укрепила репутацию Archos как лидера этого сегмента.

Широкие экраны и дополнительные возможности.

2005 год был отмечен массовым интересом корейских компаний к направлению PMP. Рынок MP3-плееров становился все более массовым и конкурентным, прибыли на нем падали, на этом фоне портативные видеоплееры были относительно спокойной гаванью. В первую очередь можно вспомнить компанию Cowon с ее моделью A2, но и другие производители представили схожие модели в этот период.
Главным новшеством этого поколения PMP стали широкие (wide) дисплеи. Матрицы размером 4.3 дюйма с разрешением WQVGA 480×272 точек стали новым индустриальным стандартом, Archos, Cowon, корейские компании – все использовали именно их.
Хотя моду на Wide-дисплеи в портативных устройствах еще в 2004 году начала Sony со своей консольлю PSP (Playstation Portable).
Кроме того, все большее распространение в PMP начал получать USB-host – возможность подключения внешних USB-устройств к PMP. В первую очередь это были накопители, в особенности цифровые фотоаппараты. Но данная функция открывала и более широкие перспективы – USB-хост мог использоваться для подключения цифровых телевизионных тюнеров, GPS-приемников, DMB, геймпада. Поначалу USB-host имел невысокую скорость, ниже USB Full Speed, работал нестабильно, но в новейших PMP уже можно найти host 2.0.
Цифровое ТВ и навигация в 2005 начали получать распространение, прежде всего, в Корее. Так, местный стандарт цифрового телевидения – DMB – распространялся здесь очень быстро, что не могло не стимулировать производителей PMP. Помимо возможности подключения DMB-приемника через USB-хост появились и PMP со встроенными DMB-приемниками. Уже упомянутый внешний DMB-приемник позволяет PMP Cowon показывать цифровое ТВ. Корейские разработчики также не прошли мимо набирающей популярность GPS-навигации. В PMP есть почти все, что нужно GPS-навигатору: большой дисплей, мощный процессор, возможность подключения внешней памяти с картами. Остается добавить лишь GPS-приемник, что с успехом проделали многие корейские фирмы – либо через USB-хост, либо встроив его в конструкцию плеера.
За пределами Южной Кореи эти новшества, однако, распространения не получили. DMB здесь не было, до всеобщего распространения эфирного цифрового телевещания было пока далеко, в области GPS южноазиаты не могли предложить ни достойного ПО, ни карт для Европы и США, чтобы конкурировать с местными навигационными гигантами. Здесь PMP-лидером осталась Archos, помимо моделей с Wide-дисплеем выпустившая в 2005 гиганта AV700 с семидюймовым дисплеем.
Вернулась к PMP и Creative с моделью Zen Vision. Этот плеер выделялся поддержкой VGA, но его дисплей не был модного Wide-формата, за счет чего он несколько проигрывал на вид аппаратам Cowon и Archos.
Важным событием на рынке PMP стал выход в 2005 iPod 5G, прозванного тогда iPod video. Хотя PMP этот аппарат назвать было нельзя, его появление ознаменовало начало массового портативного видео. В отличие от участников проекта PMC, Apple подкрепила возможности своего плеера контентом, продажами видео через магазин iTunes. Тем не менее, многие, ожидавшие от Apple полноценного PMP, были разочарованы. А какого-то нового движения в этом направлении им пришлось ждать еще два года.

PMP сегодня
2006 год принес мало изменений в расклад на PMP рынке. Новая платформа TI, DaVinci, не произвела революции в функциональности, было лишь некоторое расширение поддержки форматов, улучшение ситуации с энергопотреблением.
Последними тенденциями стало внедрение сенсорных дисплеев, беспроводных коммуникаций, прежде всего Wi-Fi, поддержки интернет-браузеров. Новое поколение дисплеев имеет WVGA-разрешение 800 на 480 точек при размерах от классических 4.3 дюймов до гигантских 7.
Cowon Q5 – пример современного PMP с сенсорным 5-дюймовым WVGA-дисплеем, DMB, GPS, WiFi, Bluetooth и HSDPA.
Современный PMP фактически превратился в портативный мультимедийный ПК с упрощенным интерфейсом. Его важнейшей отличительной чертой остается большой объем памяти, от 30 до 160 ГБ. В остальном PMP может выступать во множестве ролей: GPS-навигатора, цифрового фотоальбома, цифрового телевизора, интернет-консоли – словом, в любой ипостаси, где необходим большой дисплей и мощный процессор. Кроме того, он унаследовал кое-какие черты от своих MP3-предков, например, многие PMP имеют FM-тюнер с возможностью записи, встроенный диктофон.
Процессоры у PMP уже доросли до частоты 600 и больше мегагерц и, как правило, несут несколько ядер: для декодирования и для рутинных нужд. Помимо традиционного лидера, Texas Instruments, используются и платформы AMD.
Мощность и возможности PMP потребовали использования стандартных ОС: сегодня это в первую очередь Linux, а также Windows CE. Хотя, конечно, ни о какой установке стороннего ПО не идет и речи, это закрытые системы с мультимедиа-оболочками, предоставляющими доступ ко всем основным приложениям. Это ограничивает их функциональность, зато дает возможность полноценного использования устройства «out-of-the-box», т.е. по извлечению из упаковки, упрощает работу с ним для неискушенного пользователя.
Помимо емкости памяти, еще одним преимуществом PMP является время проигрывания видео. Оптимизированное ПО и емкие аккумуляторы (реже меньше 2000 мАч, чаще в районе 4000) позволяют достичь 6-8 часов такой работы от одного заряда. При прослушивании MP3 и других подобных аудиофайлов мы увидим цифры в районе 10-16 часов. Это контрастирует с показателями родственных устройств, MP4-плееров, медиа-Jukebox-ов, у тех время аудиопроигрывания обычно многократно превышает аналогичный показатель для видео (iPod Classic: 30 ч аудио, 5 ч видео; Cowon D2: 52 ч аудио, 10 ч видео). Это специфика архитектуры платформ PMP, а также его ПО, в какой-то мере это плата за их большую функциональность, поддержку большего числа видеоформатов.
Archos сохранил лидерство в этом сегменте, Cowon также является сильным игроком, Creative пока что не может похвастаться топовыми PMP, их модель 2006 года Zen Vision:W отстает от рынка на целое поколение. Но у компании есть перспективные технологии, позволяющие ей надеяться на прорыв на рынке PMP.
Корейские компании, такие, как Digital Cube, Viliv, iUbi, Odd-i, Maxian, почти незаметны за пределами полуострова в силу ограниченного спроса на PMP как таковые, а также из-за невостребованности PMP с GPS и DMB за пределами Кореи.
Будущее
Важной вехой в будущем развитии PMP должна стать поддержка HD-видео. Для нее индустрия имеет все необходимое: дисплеи HD-разрешения, емкие накопители, мощные процессоры для обработки сигнала. Рынок ждет широкого распространения HD, чтобы начать развитие этого направления в портативной сфере. А кто знает, может, именно она станет локомотивом развития HD.
Еще одна «добавка», которая так и напрашивается в PMP, – портативный проектор. Сегодня уже демонстрируются прототипы мобильных телефонов с подобной функциональностью, но в PMP с их обширными хранилищами и емкими аккумуляторами это смотрится намного более к месту.
Развиваются и другие направления, в частности, WiFi + internet-браузинг. В дополнение к WiFi рассматриваются и мобильные стандарты беспроводной связи, от GPRS до HSDPA. Идет работа и над более приземленными материями, такими, как снижение энергопотребления.
Будучи в высшей степени универсальным устройством, PMP не могут не иметь множество врагов в смежных сегментах. Им приходится сталкиваться с ноутбуками, КПК, UMPC, портативными DVD-плеерами, MP3-плеерами, MP4-плеерами, электронными книгами, фотовинчестерами, GPS-навигаторами, встроенными автомобильными компьютерами, электронными переводчиками, портативными игровыми приставками. В каждом конкретном случае у PMP есть и плюсы, и минусы, выбор за покупателем. Медиапроигрыватели на флэш-памяти – MP4-плееры – наступают, и вот даже Archos после шести лет счастливой совместной жизни изменила жестким дискам с этим типом накопителя (605 WiFi Flash). Но до емкостей «настоящих» PMP им пока еще далеко.
PMP остаются «жемчужиной» отрасли портативных плееров: самые дорогие супернавороченные девайсы не для всех. Едва ли эта ситуация когда-либо изменится: PMP будут уходить «вверх» по емкостям памяти, по навороченности, а освободившиеся сегменты будут занимать массовые модели MP4-плееров. Но для того, кто ищет максимум мультимедийных возможностей в портативном устройстве в сочетании с простотой и законченностью решения, PMP есть и будут единственным выбором.

Владимир Зимин.
(c)Internet News

22 ocktober 2007

, ,