Пожалуй, самой проблемной областью апгрейда, покупки и сборки нового компьютера, продолжает оставаться видео-подсистема. Конечно, если компьютер покупается для работы можно ограничиться встроенным видео, в котором масса плюсов для, например, офисного компьютера – цена видео включена в цену материнской платы, не требуется дополнительно питания и охлаждения видеокарты, универсальный драйвер. Но покупая компьютер домой или совершая очередной апгрейд, пользователи хотят получить больше чем мшину для работы. Медийные требования – какие-то игры, видео, программы связанные с дизайном или моделированием – растут. Однако потребности и ожидания не всегда совпадают с бюджетом и реальностью. Богатый заядлый геймер с легкостью выберет себе производительную карту не глядя на ее цену. Пользователь со средними требованиями, не замороченный на FPS и тестах, но в то же время разумный выбрет карту среднего ценового диапозона. Но, как это нередко бывает, бюджет на покупку/апгрейд компьютера маленький, а хочется уместить внего все самое крутое. Вот тут и начинаются проблемы. Видеокарта в красивой коробке и с «512 Мб памяти» дешевле 100 манатов соблазнительное решение, но чаще всего не оправдывает ожиданий. Неопытный геймер получает тормоза в играх не на самых больших разрешениях, низкие результаты в тестах и задается вопросом – почему? Наверное он не знал, что 512 Мб (или даже 1 Гб) ничего не решают, да и скорее всго половина этого объема будет взята из оперативной памяти компьютера, что шина памяти в 64-бит очень узка, а частоты видеопроцессора и видеопамяти низки в таких решениях. Производители 3d-ускорителей, конечно, иногда пытаются честно сказать пользователю, что данный сегмент карт предназначен для улучшения просмотра видео, а не для современных игр, но, во-певрых, это делается редко, а во-вторых как правило достаточно замаскированно. Покупателю в глаза бросается в первую очередь объем памяти, проивзодитель платы и главное цена. Нужно отметить,что с внедрением HD-видео в компьютеры, видеокарта стала играть немаловажную роль – снижать нагрузку на процессор при воспроизведении видео высокого разрешения. А в новых семействах дешевых видеокарт, о которых мы сегодня и поговорим, появилась поддержка DirectX 10, как и устарших дорогих собратьев. С HD-видео и тем более HDTV пока дела у нас обстоят не важно. Их просто нет. Большинству пользователей покупающих сегодня видеокарту дешевле 100 манатов функции связанные с улучшением вопроизведения HD или с защитой контента (HDCP) врядли придется столкнуться в ближайшие пару лет. Мониторы с HDMI пока тоже редкость и даже DVI еще не окончательно воцарился на рынке LCD-дисплеев. Что же касается DirectX 10, то когда речь идет о картах нижнего ценового сегмента не подразумеваются редкие DX 10-игры – новинки этого класса игр требуют пока запредельных конфигураций компьютера и самые дорогие видеокарты. Речь идет об операционной системе Windows Vista (а только в ней реализована поддержка DirectX 10) и красивом интерфейсе Aero. Как мы уже неоднократно писали, новая система от Microsoft весьма требовательна к видеоресурсам, поскольку Aero фактичски трехмерный интерфейс.
Итак, если ваш бюджет ограничен, но вы не хотите остаться в стороне от DirectX 10 под Vista и красивого интерфейса Aero, то не мешает приобрести видеокарту начального уровня. Сегодня в продаже можно найти модели с nVidia GeForce 8400 GS, ATI Radeon HD 2400 Pro и 2600 Pro по цене ниже 70-90 манатов. Кроме того, что эти карты стоят относительно дёшево, графические чипы в этом сегменте имеют ещё одно преимущество, а именно, очень низкое потребление энергии. В результате им не требуется мощной системы охлаждения, да и некоторые карты даже комплектуются большими пассивными радиаторами. Поэтому подобные видеокарты станут хорошим выбором для тихого офисного компьютера или домашнего мультимедийного центра.
Turbo-Cache и Hyper-Memory.
Подобно видеоускорителям втроенным в чипсет материнской платы, карты бюджетного класса нередко останащаются заимствованной памятью – карта обладает меньшим объемом памяти, а оставшаяся часть используется из RAM компьютера. Т.е например если у в компьютере 1024 Мб оперативной памяти (DDR), а видеокарте отдано 256 Мб, всего пользователю будет доступно лишь 768 Мб. Конечно, не очень рационально выделять столько памяти видеоускорителю, но с ростом объемов оперативной памяти в компьютерах это стало возможно. Встроенные решения обычно заимствуют у основной памяти 64-128 Мб, тогда как современные видеокарты способны «откусить» от системной памяти до 512 Мб. На самой кате обычно бывает от 64-256 Мб памяти. За это отвечают технологии AMD Hyper-Memory и nVidia Turbo-Cache в зависимости от видеочипа. Большими буквами на коробке в таких решениях обычно указывается объем с учетом максимального использования системной памяти. Как показывает практика эти технологии ни что иное, как маркетинг – реальной производительности такие объемы не дают, да и попросту проставивают зря, поскольку бюджетные карты обычно используют узкую шину памяти – 64-бит.
GeForce 8400 GS
Самый бюджетный чип G86 от nVidia (в классе невстроенного видео) обладает почти всеми теми же функциями, что и старшие модели серии GeForce 8 – поддержка DirectX 10 и HDMI. На видеокарте построенной на этом чипе можно играть даже очень свежие игры, хотя и не на максимальных настройках. У чипа не хватает мощности для игр с HDR-рендерингом. GeForce 8400 GS даёт суммарную производительность 351,3 fps. Для примера: GeForce 8500 GT имеет суммарную производительность 504 fps, а 8600 GT – 991 fps.
Очень низкое тепловыделение позволяет пассивно охлаждать чип. Так и поступают большинство производителей оснащая карты лишь радиатором. Хотя и решения с вентилятором тоже можно встретить на рынке.
Видеокарты на этом чипе могут работать в режиме SLI – тоесть при соответсвующей поддержке материнской платы можно установить сразу две видеокарты. Но несмотря на низкую цену отдельных видеокарт (от 60 манатов), сборка конфигурации на двух видеокартах не имеет смысла с финансовой точки зрения (2 x 60 AZN). Прирост производительности, который получается при добавлении второй видеокарты, зависит от игры. На практике можно ожидать прирост от 30 до 85 процентов. Даже если мы рассмотрим идеальное решение с удвоением частоты кадров (2 x 350 = 700 fps), то GeForce 8600 GT даст лучшую производительность за те же деньги (991 fps).
Radeon HD 2400 Pro
AMD Radeon HD 2400 Pro чуть слабее GeForce 8400 GS (суммарная частота кадров 303,3 fps против 351,3 fps). Разница между графическими чипами составляет примерно 16%, хотя она может меняться от одного производителя к другому. Также как и 8400 GS оснащается технологией Turbo-Cache, продукт от AMD «ворует» системную память при помощи Hyper-Memory.
Чтобы играть современные игры на высоких разрешениях, вам придётся снижать уровень качества в опциях игр. Как и 8400 GS, 2400 Pro имеет слишком малую мощность для вывода “тяжёлых” игр. В целом, оба чипа ведут себя в играх очень похоже.
Энергопотребление обоих чипов тоже похоже. 2400 Pro требуется чуть больше энергии (на 6 Вт) при 3D-нагрузке.
Интересно, что в отличии от 8400 GS разгон с помощью драйверов AMD невозможен, поскольку раздел Overdrive в версии драйверов Catalyst 7.9 отключён.
Чип также поддерживает DirectX 10, UVD для Blu-ray и HD-DVD.
Подобно GeForce 8400 GS, сочетание двух видеокарт Radeon HD 2400 Pro в конфигурации CrossFire не оправдывает себя финансово (2 x 65 AZN = 130 AZN). Даже при идеальном раскладе, когда две видеокарты 2400 Pro удваивают частоту кадров (2 x 333 = 666 fps), вы всё равно получите лучшую производительность с одной видеокартой Radeon HD 2600 Pro (731 fps в сумме, около 130-150 AZN). Да и 2600 XT оказывается, как минимум, на 30 процентов быстрее.
Radeon HD 2600 Pro
Radeon HD 2600 Pro даёт существенно большую производительность. По сравнению с nVidia 8500 GT вы получите на 50% лучшую производительность всего за 10-15 AZN больше. Впрочем, оба продукта близки по цене (110-150 AZN), так что разница цен в разных магазинах может склонять баланс в ту или иную сторону. Видеокарта Radeon 2600 XT показывает себя чуть лучше по соотношению цена/производительность (для видеокарт AMD). Но Radeon 2600 XT это уже совсем другой ценовой диапозон. И ее уместно было бы сравнивать с 8600GT и 8600GTS. Даже 2600 Pro многие назовут далеко не бюджетной – цена выше 130 манатов определяет ее к среднему классу. В Европе цена на карту уже опустилась ниже отметки в 100 евро.
В отличии от предыдущих чипов HD 2600 Pro использует 256-512 Мб памяти DDR2 или DDR3, и все это память на чипе, без технологии Hyper-Memory. Нередко по производительности больший объём медленной памяти (525 МГц) обходит меньший объём более скоростной памяти (700 МГц). Как правило, больший объём памяти даёт лучшую производительность при высоких разрешениях.
3D-производительности видеокарты достаточно для всех современных игр DX9 с максимальным уровнем детализации. Если вы планируете играть в более сложные игры, такие, как Oblivion, или вы планируете запускать игры с более высоким разрешением, то, возможно, придётся отключить FSAA или тени. В качестве компенсации можно включить HDR-рендеринг или эффекты blooming, которые значительно улучшают визуальное качество игр, подобных Oblivion, Rogue Universe или Two Worlds.
Итог.
Видеокарты GeForce 8400 GS и Radeon HD 2400 Pro являются моделями начального уровня класса DX 10 с поддержкой Vista. Их производительности вполне достаточно для старых игр DirectX 9. Более сложные игры, а также более высокие разрешения потребуют снижения настроек качества, выключения теней и FSAA. Видеокарта AMD Radeon HD 2600 Pro в два раза быстрее двух упомянутых моделей, она справится с играми намного лучше. По сравнению с nVidia 8500 GT, она чуть дороже, но разница в цене около 10 AZN приводит к отрыву по производительности на 50%. Режимы SLI и CrossFire на видеокартах GeForce 8400 GS или Radeon HD 2400 Pro себя не оправдывают. Одиночные карты на чипах следующей ступени оказываются и быстрее, и дешевле.
Итак, выбирая бюджетную карту нужно останавливаться на недорогой видеокарте класса DirectX 10, которая сможет более-менее справиться с современными играми DirectX 9 и будет поддерживать все графические изыски Vista. Что же касается новейших игр под DirectX 10, то описанные модели попросту слишком для них слабы.
Владимир Зимин.
(c)InternetNews
31 ocktober 2007