Поведение двух графических гигантов (ATi и nVidia) после выпуска процессоров класса DirectX 10 становится всё более необычным. Обычно high-end видеокарты быстро уступают место моделям среднего уровня с более интересным соотношением цена/производительность. На этот раз такого не произошло, в частности, из-за стоимости производства кристалла, связанной с большим числом транзисторов новой архитектуры (новое API поддерживает унифицированную архитектуру). В результате выпускать новые GPU с низкой себестоимостью производства сложно, но всё же возможно, если за прошедшие месяцы был бы отлажен техпроцесс. Сначала разочаровала nVidia со своими моделями GeForce 8600 GTS и GT, да и вышедшая позднее Radeon HD 2600 тоже не порадовала. Никогда раньше, разве что кроме первой GeForce 3, разрыв между high-end и средним уровнем не был столь большим. Разрыв порадовал производителей, поскольку геймеры вполне логично решили приобретать не средний уровень, а наиболее доступный high-end – GeForce 8800 GTS 320 MB. Эта карта была объявлена в начале этого года по цене не менее $300. Наконец, производители решили, что настало время представить достойные модели среднего уровня, разумно близкие к high-end по производительности. Помощь пришла и со стороны производителей кристаллов (в частности TSMC), которые внедрили новые техпроцессы.
Технопроцесс.
Графический процессор GeForce 8800 GT стал возможным только благодаря переходу nVidia на новый техпроцесс. 90-нм техпроцесс, на котором изготавливался чип G80, предшественник G92 в 8800 GT (а не 80-нм техпроцесс, который используется для G84 в 8600), уступил место 65-нм. TSMC по-прежнему не может изготавливать GPU по 45-нм техпроцессу, но нам следует помнить, что сложность графических процессоров (число транзисторов) выше, чем у центральных процессоров, если исключить огромный кэш L2. G92 состоит из 754 миллионов транзисторов, что на 11% больше, чем 681 миллион у G80. Да, число вычислительных блоков уменьшилось, поскольку мы перешли от 128 потоковых процессоров на 112, но следует помнить, что у 8800 GTS работают только 96 из них. Число же текстурных блоков выросло с 48 до 56. Наконец, благодаря 65-нм техпроцессу площадь кристалла уменьшилась на 33%, хотя она всё равно в два раза больше, чем у G84.
На что же ушли дополнительные транзисторы? Прежде всего, на интеграцию технологии PureVideo 2. nVidia не повторила свою ошибку, которую она сделала раньше, убрав из карт среднего и высшего уровней поддержку декодирования HD. Однако поддержка не улучшилась, и кодек VC-1 карты по-прежнему не поддерживают, а причина кроется больше в маркетинге, нежели в чём-либо другом (учитывая, что VC-1 имеет меньшие требования, чем H.264). Поддержка HDMI тоже интегрирована на чип.
Другие улучшения.
Произведена оптимизации алгоритма сжатия ROP для таких экстремальных разрешений, как 2560×1600. Но какой смысл в таких разрешениях на 8800 GT? Это косвенное подтверждение того, что в будущем может появиться high-end модель на двух G92. Наконец, у GeForce 8800 GT появилась поддержка PCI Express 2.0, которая удваивает пропускную способность (8 Гбайт/с в двух направления) на материнских платах X38. С игровой точки зрения, это ничего не изменит, но для рабочих станций, профессиональных приложений, которые используют nVidia GPGPU CUDA, такой шаг более интересен. Конечно, карта полностью совместима с PCI Express 1.0.
Что касается тактовых частот, то nVidia решила поднять частоту потоковых процессоров G92 до 1,5 ГГц. В результате вычислительная мощность GeForce 8800 GT на 46% больше, чем у 8800 GTS, и всего на 3% ниже, чем у 8800 GTX! Единственным недостатком можно считать снижение пропускной способности памяти на 10% (всё ещё по сравнению с 8800 GTS). Ёмкость памяти составляла в первых версиях только 512 Мбайт, но позже появилась версия на 256 Мбайт.
Спецификации видеокарт
Основные спецификации видеокарт
GPU 8600 GTS 8800 GTS 320 MB 8800 GT
Частота GPU 675 МГц 500 МГц 600 МГц
Частота блоков шейдеров 1 450 МГц 1 200 МГц 1 500 МГц
Частота памяти 1 000 МГц 800 МГц 900 МГц
Ширина шины памяти 128 бит 320 бит 256 бит
Тип памяти GDDR3 GDDR3 GDDR3
Ёмкость памяти 256 Мбайт 320 Мбайт 512/256 Мбайт
Число пиксельных/вершинных конвейеров -8 -24 -28
Число текстурных блоков 16 48 56
Число ROP 8 20 16
Теоретическая скорость заполнения (11 600 МП/с) (28 800 МП/с) (42 000 МП/с)
Пропускная способность памяти 32 Гбайт/с 64 Гбайт/с 57,6 Гбайт/с
Число транзисторов 289 млн. 681 млн. 754 млн.
Техпроцесс 0,08 мкм TSMC 0,09 мкм TSMC 0,065 мкм TSMC
Площадь кристалла 169 мм? 484 мм? 324 мм?
Поколение 2007 2007 2007
Поддерживаемая модель шейдеров 4.0 4.0 4.0
Дизайн.
Есть крупное визуальное отличие: у GeForce 8800 GT однослотовый дизайн, со всеми преимуществами и недостатками. Поэтому карта занимает меньше места в корпусе и на материнской плате, она легче, но радиатор и вентилятор не такие большие (поэтому и менее эффективные при одинаковом уровне шума), да и горячий воздух циркулирует внутри корпуса.
Система охлаждения занимает всю поверхность видеокарты (как у 8800 Ultra) и содержит радиальный вентилятор диаметром около 5 см. Карта действительно весьма лёгкая (410 граммов по сравнению с 700 г у 8800 GTX), поскольку радиатор выполнен из алюминия. Только традиционно плоские тепловые трубки медные.
Несмотря на то, что GPU изготовлен по 65-нм техпроцессу, GeForce 8800 GT все ёще требует дополнительного 6-контактного кабеля питания PCI Express. nVidia указывает максимальное энергопотребление 105 Вт. Наконец, есть некоторые хорошие новости: два порта DVI поддерживают одновременно HDCP и двухканальный режим работы (то есть возможно разрешение 2560×1600 для 30″). Это первая видеокарта с подобной функцией. Учитывая, что HDMI поддерживается на “родном” уровне, производители могут либо интегрировать этот порт, либо вам придётся покупать весьма дорогой переходник с DVI на HDMI.
Энергопотребление, шум, разгон
Будучи изготовленной по 65-нм техпроцессу, GeForce 8800 GT демонстрирует интересную картину энергопотребления, которое чуть меньше, чем у 8800 GTS 320 MB (на 18 Вт в режиме бездействия и на 13 Вт в загруженном состоянии). Но энергопотребление всё же намного выше, чем у GeForce 8600 GTS, и выше уровня видеокарты среднего класса. Впрочем, соотношение производительности на ватт всё равно увеличивается, что весьма хорошо, особенно с учётом числа транзисторов. Глядя на результаты энергопотребления в 105 Вт, данные nVidia кажутся достоверными.
GeForce 8800 GT оказывается тише других моделей GeForce 8800. Вентилятор этой видеокарты очень сильно шумит только первые две секунды после включения ПК, но в играх шум почти не повышается.
Что касается разгона, то 8800 GT разочаровывает, несмотря на уменьшенный техпроцесс. В референсном исполнении она не выдерживает рост частоты GPU с 600 до 680 МГц, что составляет 13%, да и потоковые процессоры тоже. Что касается памяти, то можно увеличить её частоту с 900 до 1050 МГц (+17%). Ничего исключительного, но следует помнить, что G92 изначально работает на очень высоких частотах, а на 680 МГц по вычислительной мощности обходит 8800 GTX!
Итог.
nVidia предложила великолепную видеокарту для массового рынка – GeForce 8800 GT. Ориентировочно, за $230 (цены в Баку на момент выхода статьи превышают 300 AZN) вы получите почти что мощь GeForce 8800 GTX лишь на 3% меньше, которая в два раза дороже, и единственными недостатками будут меньшая ёмкость памяти – 512 вместо 768 Мбайт, и на 10% меньшая пропускная способность, чем у GeForce 8800 GTS. Впрочем, в играх последняя отстаёт от GeForce 8800 GT на 30% без анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания, а GTX быстрее всего на 12%. Переход на 65 нм означает выход большего числа кристаллов G92 с одной пластины. Чип содержит 754 миллиона транзисторов. Он маленький, потребляет меньше энергии, чем GeForce 8800 GTS 320 MB, а видеокарта 8800 GT работает относительно тихо, несмотря на однослотовую систему охлаждения.
В середине 2007 nVidia огорчила своей линейкой GeForce 8600, которая была слабовата для карт среднего уровня, поэтому геймерам с ограниченным бюджетом приходилось покупать 8800 GTS 320 MB, а она относится уже к другому ценовому диапазону. К счастью, сегодня ситуация изменилась, и это радует, особенно если посмотреть на то, какими требовательными стали игры последнего полугодия, в частности, Crysis.
Расстраивает доступность и цены в Баку. Карты с 512 Мб стоят дороже 300 манатов (подчас намного дороже), а карты с 256 Мб вовсе не встречаются в продаже. Предновогодний дефицит на 8800 GT в мире сказался и на поставки в нашу страну. К слову карты серии HD3800 от AMD хоть и вышли позже, но были доступны раньше. Хотя цены на последние также не радуют. Значительно уступающая HD3850 стоит в городе тоже почти 300 манатов (можно найти в пределах 320$).
Владимир Зимин.
(c)InternetNews
22 january 2008