Мы уже не раз писали в Техномире что, одной из самых проблемных тем при покупке или модернизации компьютера является видеоподсистема. Если компьютер покупается для работы можно ограничиться встроенным видео, в котором масса плюсов для офисной машины – цена видео включена в цену материнской платы, не требуется дополнительно питания и охлаждения видеокарты, универсальный драйвер. К тому же сегодня есть очень сильные встроенные решения, которые можно уже рекомендовать не только для офиса, но и для старых игр и тем более для видео. Например, новые чипы AMD 780G или GeForce 8200 обладают даже аппаратным ускорением HD-Video и нередко материнские платы имеют цифровые выходы. Однако, покупая компьютер домой или совершая очередной апгрейд, пользователь как правило хочет получить больше чем просто машину для работы. Медийные требования –игры, видео, программы связанные с дизайном или моделированием – растут. Однако потребности и ожидания не всегда совпадают с бюджетом и реальностью. Богатый геймер с легкостью выберет себе производительную карту не глядя на ее цену. Разумный пользователь со средними требованиями выберет сбалансированную карту среднего ценового диапазона. Но, как это нередко бывает, бюджет на покупку/апгрейд компьютера маленький, а хочется уместить в него все самое крутое. Вот тут и начинаются проблемы. Видеокарта в красивой коробке и с «512 Мб памяти» намного дешевле 100 манатов соблазнительное решение, но чаще всего не оправдывает ожиданий. Неопытный геймер получает тормоза в играх не на самых больших разрешениях, низкие результаты в тестах и задается вопросом – почему? Наверное он не знал, что 512 Мб (или даже 1 Гб) не главный параметр (не говоря о том, что скорее вполне возможно, что этот объем будет взят из оперативной памяти компьютера), что шина памяти в 64-бит очень узка, а частоты видеопроцессора и видеопамяти низки в таких решениях. Производители 3d-ускорителей, очень редко честно указывают на коробке, что данный сегмент карт предназначен для улучшения просмотра видео, или для комфортной поддержки интерфейса Aero в Windows Vista. А для современных игр, существуют другие карты, стоящие намного дороже. Покупателю в глаза бросается в первую очередь объем памяти, производитель платы и главное цена, которая сейчас к слову может быть далеко не такой выгодной, если учесть, что цены на карты чуть высшего сегмента дешевеют. Нужно отметить, что с внедрением HD-видео в компьютеры, видеокарта стала играть немаловажную роль – снижать нагрузку на процессор при воспроизведении видео высокого разрешения. А во всех текущих семействах дешевых видеокарт, появилась поддержка DirectX 10, как и у старших дорогих собратьев. С HD-видео и тем более HDTV пока дела обстоят не важно. Их практически нет. Большинству пользователей покупающих сегодня видеокарту дешевле 100 манатов функции связанные с улучшением воспроизведения HD или с защитой контента (HDCP) вряд ли придется столкнуться в ближайшие пару лет. Мониторы с HDMI пока тоже редкость и даже DVI еще не окончательно воцарился на рынке LCD-дисплеев. Что же касается DirectX 10, то когда речь идет о картах нижнего ценового сегмента не подразумеваются DX 10-игры – этот класс игр требуют запредельных конфигураций компьютера и нередко самые дорогие видеокарты. Речь идет об операционной системе Windows Vista (а только в ней реализована поддержка DirectX 10) и красивом интерфейсе Aero. Как мы уже неоднократно писали, новая система от Microsoft весьма требовательна к ресурсам и к видеоресурсам в частности, поскольку Aero фактически трехмерный интерфейс.
Т.е с одной стороны смысла в покупке ультрадешевых видеокарт особо нет – игры они ускоряют только старые (с чем подчас вполне справиться встроенное видео), DirectX 10 поддержка хоть она и есть, но больше звучит как издевательство, учитывая производительность низших чипов, они занимают лишнее место в компьютере (требуют питания, охлаждения). Но с другой стороны, если бюджет сильно ограничен, а встроенного видео уж слишком не хватает, для игр на низком разрешении и само собой для ускорения видео, такая видеокарта придется в самый раз. Еще одним преимуществом таких решений является то, что пользователь обеспечен нужными выходами даже если на его материнской плате нет видеочипа и на его мониторе цифровой интерфейс – увы, выбор материнских плат хотя бы с DVI и на приличном видео, очень ограничен, не говоря о том, что в наличии в рознице такие платы можно в момент покупки и не найти. К примеру, нашего восторга не было чипу AMD 780G со встроенным видео (и с поддержкой цифровых интерфейсов DVI, HDMI и протокола HDCP) чему была посвящена статья более месяца назад, но до сих пор в бакинской рознице материнских плат на этом чипе так и не обнаружено.
С другой стороны сегодня цены на видеокарты довольно ощутимо упали, и прибегать к самым бюджетным решениям не всегда имеет смысл. Так если в прошлом году мы рекомендовали с бюджетом менее 100 манатов приобретать карты на GeForce 8400 GS или ATI Radeon HD 2400 Pro. Сегодня же за цену от 60 AZN можно найти и 128-битную карту со своей памятью. Например, 8500GT можно сейчас купить за 70 манатов, а 8600 GT (256Mb/DDR2/128bit) за 80-85 манатов. Но, что еще приятнее, за те же деньги теперь можно купить и карту на новом чипе Radeon HD 3650 (256mb/DDR2/128bit). Конечно, 256 Мб маловато для высоких разрешений, но смысла покупать карты на таких чипах за 150 AZN только из-за объема и типа памяти (DDR3 против DDR2) – нет. Итак, эти карты стоят относительно дёшево и графические чипы в этом сегменте имеют низкое потребление энергии. В результате им не требуется мощной системы охлаждения, да и некоторые карты даже комплектуются большими пассивными радиаторами. Поэтому подобные видеокарты станут хорошим выбором для тихого офисного компьютера или домашнего мультимедийного центра.
Опасайтесь Turbo-Cache и Hyper-Memory.
Подобно видеоускорителям встроенным в чипсет материнской платы, карты ультрабюджетного класса (ниже 60 AZN) нередко оснащаются заимствованной памятью – карта обладает меньшим объемом памяти, а оставшаяся часть используется из RAM компьютера. Т.е например если у в компьютере 1024 Мб оперативной памяти, а видеокарте отдано 256 Мб, всего пользователю будет доступно лишь 768 Мб. Конечно, не очень рационально выделять столько памяти видеоускорителю, но с ростом объемов оперативной памяти в компьютерах это стало возможно и даже не так критично. Встроенные решения обычно заимствуют у основной памяти 64-128 Мб, тогда как современные видеокарты способны «откусить» от системной памяти до 512 Мб. На самой карте обычно бывает от 64-256 Мб памяти, совсем редко на карту вообще не ставят память. За это отвечают технологии AMD Hyper-Memory и nVidia Turbo-Cache в зависимости от видеочипа. Большими буквами на коробке в таких решениях обычно указывается объем с учетом максимального использования системной памяти. Как показывает практика эти технологии ни что иное, как маркетинг – реальной производительности такие объемы не дают, да и попросту простаивают зря, поскольку бюджетные карты обычно используют узкую шину памяти – 64-бит.
Если вы не хотите, чтобы ценой потери системной памяти видеокарта создавала иллюзию мощного видеоускорителя, то избегайте карт с технологиями Turbo-Cache и Hyper-Memory. Обычно это карты GeForce 7100GS , 8400 GS, Radeon HD 2400/2600 Pro, HD 3450.
Radeon HD 3650
Ещё с линейки 2×00 видеокарты ATI поддерживают декодирование HD-видео, снижая нагрузку на CPU. Для покупателей, собирающихся собрать ПК для домашнего кинотеатра (HTPC, Home Theatre PC), уровень шума и энергопотребление – одни из критичных факторов. Хотя техпроцесс новых моделей был улучшен с 65 до 55 нм, они по-прежнему потребляют под Windows Vista чуть больше энергии, чем предыдущее поколение. HD 3650, чаще использует активное охлаждение, хотя в данном сегменте производительности вполне возможны и бесшумные версии кулеров.
Карты 3650 существуют в двух версиях, с памятью DDR2 или GDDR3. Версии с GDDR3 стоит слишком дорого (от 130 AZN), но и значительно быстрее.
Чип HD 3650 оснащён 120 потоковыми процессорами и 128-битным интерфейсом памяти, поэтому почти в три раза быстрее HD 3450 (40 потоковых процессоров и 64-бит). Впрочем, 3D-производительности всё равно недостаточно для нормальной игры, чип всё же слабоват для высоких разрешений и сложных эффектов DirectX 10. Если придерживаться среднего качества и разрешения 1024×768, то карта, как правило, обеспечивает плавную частоту кадров. В итоге перед нами идеальный вариант для HTPC, который будет работать ещё и как игровая система время от времени.
Линейки Radeon HD 3450, HD 3470 и HD 3650 оснащены интерфейсом PCI Express 2.0. Этот стандарт обратно совместим, то есть видеокарты будут работать на 99,9% материнских плат PCIe 1.x. Новая линейка ATI 3000 поддерживает DirectX 10.1 и Shader Model 4.1.
Что касается видео, то набор функций зависит от производителя каты. Графические процессоры способны поддерживать Full-HD 1080p, а также передавать аудио 5.1 и видео по кабелю HDMI. По этой причине многие компании вкладывают в комплект поставки переходник DVI-HDMI, так как карты со встроенным портом HDMI встречаются редко.
Все карты поддерживают ATI UVD (Universal Video Decoder). Если использовать плеер, который поддерживает UVD, то видеокарта может самостоятельно декодировать форматы VC-1 (wmv9), H.264 и MPEG2, снимая нагрузку с CPU.
Radeon HD 2600 и 8600GT
Radeon HD 2600 Pro даёт существенно большую производительность по сравнению с аналогичным по цене nVidia 8500 GT (около 50% быстрее). Поскольку, оба продукта близки по стоимости (60-70 AZN), разница цен в разных магазинах может склонять баланс в ту или иную сторону. Radeon 2600 XT показывает себя лучше по соотношению цена/производительность, но она стоит дороже и ее уместно было бы сравнивать с 8600GT и 8600GTS.
В отличии от младших 64-битных чипов HD 2600, 8500 и 8600 используют 256-512 Мб памяти DDR2 или DDR3, и все это память на чипе, без технологий Hyper-Memory и Turbo-Cache.
3D-производительности этим видеокартам достаточно для всех современных игр DX9 с максимальным уровнем детализации. Если планируется играть в более новые и сложные игры, или вы планируете запускать игры с более высоким разрешением, то, придётся отключить FSAA или тени. В качестве компенсации можно включить HDR-рендеринг или эффекты blooming, которые значительно улучшают визуальное качество игр.
Итог.
Итак, выбирая бюджетную карту можно найти недорогую видеокарту класса DirectX 10, которая сможет справиться с современными играми DirectX 9 и будет поддерживать все графические изыски Vista. Что же касается новейших игр под DirectX 10, то описанные модели попросту слишком для них слабы. Хитом в данном классе сейчас является Radeon HD 3650, цена на которую в версии с DDR2 сейчас начинается с 70-75 манатов, и которая бьет большинство карт предыдущего поколения той же ценовой категории. Версия с GDDR3 еще лучше, но стоит пока довольно дорого (от 130 AZN). В то же время некоторые карты предыдущего поколения смотрятся все еще неплохо, и тут все зависит от цены.
Владимир Зимин
(c)InternetNews
24 june 2008