В прошлый раз я рассказал, что индустрия «мыльных опер» живет и не только в США. Но красивые цифры количества серий и десятков лет в эфире этих оставшихся шоу не может скрыть того, что в последние лет 30, «дневные» телесериалы утратили былую славу. И дело, конечно, не в стримингах с безумным количеством более коротких и дорогих сериалов. Дело в том, что само телевидение, как инструмент объединения людей со временем исчезло.
В 90-х, как минимум на территории бывшего союза, Санту Барбару или множество латиноамериканских теленовелл смотрело очень много людей из очень разных социальных групп, от детей до пенсионеров, и почти во всем мире было также. Только в США в 70-х и 80-х было пару десятков супер-саг, которые смотрели миллионы зрителей.
Помните сюжет фильма Tootsie с переодевающимся Дастином Хоффманом? Там как раз показана вымышленная мыльная опера Southwest General пародирующая General Hospital. И там сценаристы не покривили душой о популярности сериала. Если вы не жили в США, то вряд ли в 1980 году были свидетелем всеобщей шумихи по поводу убийства Джей Ара Юинга в сериале Даллас. Как бы сейчас сказали, мем “Who shot J.R.?” облетел весь мир. 350 миллионов зрителей в разных странах с нетерпением ждали полгода, чтобы узнать кто подстрелил героя. Царский клиффхенгер в марте и развязка в ноябре. Круче, наверное, только мем Кто убил Лору Палмер? через десять лет, но уже в прайм-тайм.
Так или иначе, когда-то мыльные оперы были важной частью ТВ, а их персонажи были частью повседневных разговоров. Конечно, для советских людей это случилось только в 90х и жить и стариться вместе с огромными американскими семьями не вышло, а опоздание, например, Санта Барбары на 10 лет почти не было заметно, но в США, Англии, Европе для зрителей в сериалах были актуальные проблемы – аборты, расовые отношения, сексуальность и конфликты поколений. Даже политика местами. Нелегальные эмигранты, коррупция и криминал. Джина Кепвелл: Наш дом сейчас напоминает окрестности Бейрута.
У мыльных опера очень долгое время была, казалось бы, беспроигрышная формула бесконечности – отсутствие завершенности сюжета, постоянные клиффхенгеры и линие разных людей, которые могли тянуться очень долго. Они, с одной стороны, имитировали реальную жизнь, но с другой позволяли зрителям убежать из своей. Все были счастливы, и продюсеры и зрители и актеры и спонсоры. Пока не случилось реального телевидения.
В США этой революции положил судебный процесс над О Джей Симпсоном, про который даже у нас, наверное все знают. В 1995 заседания прямо из зала суда транслировали много месяцев в прямом эфире и каналы расчистили для этого сетку телеэфира. Мыльные оперы убрали из эфира и потом они уже не смогли оправиться. Зрителям хотелось больше реальности. В 2000 появились Big Brother и Survivor, а рейтинги мыльных опер продолжали падать. Вместо Бруксов, Кепвеллов и Юингов, зрители стали наблюдать за другими богатыми и знаменитыми, но уже реальными – Кардашьянами, Озборнами или Рамзи.
Такое же непрерывное повествование, эмоциональное вовлечение зрителей. И делать, как показала практика такие шоу дешевле. Нет огромных костюмированных кастов, декораций. Можно закрыть в доме (или другой локации) десяток человек, задать тему, а дальше просто снимать. Если у дорогостоящих прайм-тайм драм и ситкомов все с деньгами в порядке, то мыльные оперы стали терять в качестве.
Еще одна причина – демография зрителей. Мыльные оперы больше не привлекают новую аудиторию, а зрители стареют. Одной из причин является более короткая продолжительность концентрации внимания. Раньше на телевидении мыльные оперы транслировались по четыре часа в день в каждой сети, а теперь это всего лишь час или 90 минут.
Так или иначе, какие-то мыльные оперы в США и Великобритании выжили (в Англии даже до сих пор живут старейшая радио мыльная опера the Archers). Латиноамериканские теленовеллы также выходят, и даже вышли ремейки Просто Мария и Богатые тоже плачут. Турецкие и корейские драмы охватывают не только свои страны, но и успешно экспортируются во многие регионы. Так что не так уж все и плохо.